Одинаков ли язык любви для французов, немцев, русских, индийцев, итальянцев, англичан? Что бы нас ни разъединяло, это чувство близко и понятно каждому. Продолжаем знакомиться со способами его выражения на разных киноязыках. Сегодня сфокусируемся на романтических комедиях родом из Швеции, Франции, Германии, Сербии и России.
Влюбись в меня, если осмелишься / Jeux d'enfants
(Франция, 2003)
В этот фильм или безумно влюбляются, или резко его отторгают – третьего не дано. Ошибка последних, мне кажется, в том, что они воспринимают реальность сюжета за чистую монету, в то время как перед нами чистой воды условность.
«Влюбись в меня, если осмелишься» – это воплощенная в жизнь метафора «игра / любовь» с присущими ей азартом, от которого огоньки горят в глазах; жаждой победы любой ценой; всецелой зависимостью; чувством реваншизма; агрессией по отношению к сопернику.
Визуализация прямого значения переносного выражения – это абсурд, пусть и внутренне мотивированный. Усугубляется сложность восприятия картины еще и тем, что она донельзя утрированная, самым ярким подтверждением чему становится финал (здесь без спойлеров, умолкаю).
Босиком по мостовой / Barfuss
(Германия, 2005)
Лучше, чем было написано в одной из рецензий на этот фильм, не придумаешь:
«Босиком по мостовой» – кино для всех, но, увы, не про каждого...
Лучше, чем было по ошибке сказано Лейлой, героиней ленты, не придумаешь при описании этого фильма:
Пусть воплощенная в фильме схема сюжета а-ля «притворись моей девушкой» кажется избитой, но то, как это сделано, очаровывает.
В начале второго тысячелетия, когда всех уже начинало подташнивать от разгула пошлых американских комедий, этот светлый и теплый фильм сумел растопить лед. Возвращаясь к нему и сейчас, невольно улыбаешься и растворяешься в атмосфере чистой любви, готовой преодолеть на своем пути все препятствия.
В космосе чувств не бывает / I rymden finns inga känslor
(Швеция, 2010)
Я люблю космос. В космосе нет проблем. Нет недопонимания. Нет хаоса. Потому что в космосе чувств не бывает.
Такими словами начинается этот причудливый фильм. Один из примеров на редкость светлого и доброго кино, особенно ценного в наше время. Простое, но поддерживающее к себе интерес развитие сюжета о парне с синдромом Аспергера, выполняющем важную миссию, цель которой – счастье брата. Интересные цветовые и в целом визуальные решения, особенно те, что связаны с представлением специфического образа мыслей главного героя Саймона (Билл Скарсгард).
Канон для ромкомов, где один из главных героев отклонением, – чтобы второй был слегка не от мира сего. С этой ролью легко справляется Дженифер, сумевшая добиться понимания от парня с синдромом Аспергера.
Кто-то писал и о том, что фильм понравится любителям «Теории большого взрыва». Нет повода не согласиться, особенно по части реакций и специфике мышления Саймона.
В самую точку рассуждения героев о себе, о любимых, об отношениях, о гармонии. Юмор ненавязчив, легок и соразмерен. Все это вместе просто космическая картина.
И, может быть, все-таки есть чувства в космосе...
Жизнь как чудо / Život je čudo
(Сербия, 2010)
Когда начинаешь смотреть этот фильм – тотчас же растворяешься в нем, как будто оказываешься тем ветром, что дует в затерянной в горах Боснии деревне.
Жизнь – действительно чудо. Главный герой Лука (Славко Штимац) живет в своем мирке, занят любимым делом, мало внимания обращает на житейские невзгоды и даже на ужасы войны. Он помнит о тех временах, когда жизнь была чудом, не только помнит, но и живет этим временем. Только поэтому и получается у него выбраться из всех передряг, порвать со всеми трудностями жизни, только потому, что не разочаровался в том, во что положил свою душу.
Сам Лука оказался жизнью, которая вне мира и войны. Ровно так же, как и Сабаха (Наташа Тапушкович). В какой-то момент они как будто изолируются в своем мирке от всего бурного, шумного и невменяемого вокруг. Здесь и начинаются фирменные полеты от Кустурицы, здесь расчищается дорога для метафизики.
В этот фильм невозможно не влюбиться.
Неадекватные люди / Inadequate People
(Россия, 2010)
Не кино, а сеанс психотерапии.
В ситуации дефицита хороших (подчеркиваю) ромкомов на постсоветском пространстве такие фильмы, как «Неадекватные люди», сияют особенно ярко.
Незатейливая история о Кристине и Виталии, каждый из которых решает свои личные проблемы с помощью другого. История о взаимовыручке, о взаимопонимании, о взаимоотношениях. О том, что никто не спасется в одиночку.
Тонкий юмор, яркие персонажи, жизнеспособный психологизм, жизнеутверждающая идея, адекватный сюжет, да и люди, как выясняется, все же адекватные, а вот к миру вопрос.
___
Продолжение следует...
Ссылка на часть 1: https://zen.me/1hyeREx1
На правах новичка прошу подписок и активности.
Пишу не ради монетизации, а для вас.
С любовью.