В историю XIX века он вошёл как талантливый тактик, расчётливый стратег, прирожденный лидер, своими действиями и подвигами опровергавший правила устоявшейся военной науки. «Кавказский Суворов», «генерал-метеор», мастер ночного боя – все эти титулы принадлежат одному из ярчайших русских полководцев своего времени Петру Степановичу Котляревскому. Его имя, как считают историки, осталось в забвении и в тени героев Отечественной войны 1812 года. Павел Иванович Ковалевский на собрании Общества ревнителей истории 30 октября 1913 года сказал: «Когда светит солнце, не видно блеска звезд». Гром сражений Отечественной войны на полях России затмил удивительные подвиги русских войск на Кавказе. Нам, русским, нужно учиться подвигам не у далеких греков или римлян, а у самих себя. Котляревский принадлежит к русским национальным героям, которым - вечная слава и незабвенная память».
Пётр Степанович Котляревский (1782-1851) – генерал от инфантерии родился в семье сельского священника на Харьковщине и должен был продолжить семейную традицию. Но вмешался случай, однажды в доме его отца зимняя непогода вынудила задержаться на целую неделю офицера, в будущем известного генерала Ивана Петровича Лазарева, который, заметив физические и умственные особенности сына священника, предложил отцу отдать его на военную службу. И юный Пётр Котляревский был записан в 4-й пехотный батальон Кубанского корпуса, и в 14 лет, в 1795 году, принял участие в Персидском походе, и в осаде Дербента.
Шесть лет прослужил сержантом и в 1799 году был произведён в офицеры, с переводом в 17-й егерский полк.За храбрость в сражении на реке Иорн Котляревский был награжден орденом Святого Иоанна Иерусалимского и произведен был в чин штабс-капитана. Во главе егерской роты при штурме Гянджи был ранен и вынесен с поля боя будущим кавказским наместником молодым князем Воронцовым.
Летом 1804 года Персия объявила России войну. Многие её сражения связаны с именем Котляревского. Летом 1805 года его рота в составе отряда полковника Карягина из 600 человек участвовала в сражении с 20-тысячной персидской армией в урочище Кара-Агач-баба. Вырвавшись из окружения, отряд по предложению Котляревского, взял штурмом крепость Шах-Булах, где выдержал 13-дневную осаду. Позднее Котляревский успешно оборонял крепость Мухрат. Неподалеку от Мухрата произошел героический эпизод, воспетый поэтами и художниками. На пути к крепости дорогу русскому отряду преградил глубокий ров. Налаживать мост было некогда - на пятки наседали персы. Тогда егеря стали бросаться в ров, создавая мост из собственных тел. По людям лошади протащили пушки и прошел весь остальной отряд. Живыми изо рва встали всего двое. Когда к Мухрату подошли основные русские силы, в строю осталась всего сотня его защитников. Подвиги не остались не замеченными, Котляревский награждается орденом Святого Владимира 4 степени с бантом. В 1807 году Пётр Степанович подполковник, а в 1808 году - полковник.
В 1810 году главнокомандующий в Грузии генерал Тормасов приказывает Котляревскому с одним батальоном 17-го егерского полка занять пограничное село Мегри с целью предупредить вторжение персов. Когда батальон уже был на марше в штабе получили известие, что вся персидская армия выдвинулась в этом направлении и генерал Тормасов приказал возвратить Котляревского. Русский отряд, состоявший из 400 пеших и 40 конных воинов, штурмом взял считавшуюся неприступной и обороняемую 2-тысячным гарнизоном горную крепость Мигри. Потери Котляревского составили всего 7 человек. Разгневанный Аббас-Мирза приказал отбить Мигри и бросил на это дело 5-тысячное войско. Котляревский сам напал на лагерь персов, наголову его разбив. Русских было так мало, что они получили приказ пленных не брать, а все трофеи сваливать в Аракс. Персы в ужасе бросались в реку, но на другой берег Аракса смогли выбраться лишь две с половиной тысячи воинов. За это сражение Котляревский был пожалован золотой шпагой с надписью на клинке «За храбрость».
Персидская десятитысячная армия Ахмет-хана, при котором были советниками английские офицеры, блокировала отряд Котляревского в Мегри. Ночной атакой отряда из пяти сотен весь неприятельский корпус был в рукопашной схватке уничтожен штыками. 14 июня 1810 года за взятие Мегри получил орден Святого Георгия 4-й степени.
В 1811 году Котляревский получил с отрядом задачу овладеть крепостью Ахалкалаки на юге Грузии. Несмотря на отчаянное сопротивление турок, крепость пала, причем при штурме погибли всего 30 русских. В 29 лет за действия в Грузии Котляревский получил чин генерал-майора.
Тем временем Аббас-Мирза вторгся в Карабах. Петру Семёновичу вновь поручили защиту уже знакомых ему мест. Фамилия Котляревского производила волшебное действие: узнав о его прибытии в Карабах, персидское войско в страхе бежало за Аракс, унося с собой награбленное.
Начавшаяся война с Наполеоном поставила Россию в условия войны на два фронта. На Кавказе нужен был мир с Персией. Аббас-Мирза, почувствовав сложное положение России, начал затягивать переговоры, нападая при этом на дружественные русским города и селения. Котляревский, понимал, что персы уважают только силу, нарушил приказ начальства и начал боевые действия против Аббас-Мирзы. 19 октября 1812 года 2221 человек под командованием Котляревского атаковали 30-тысячный персидский лагерь. Заметивший приближение противника Аббас-Мирза самодовольно заявил английским советникам, что «русские сами лезут ко мне на нож». Спустя двое суток ожесточенного боя персы в ужасе бежали, потеряв весь обоз, всю артиллерию, 537 человек пленными и около девяти тысяч убитыми. В победной реляции Котляревский, чьи потери составили всего 28 убитыми и 99 ранеными, записал, что у противника погибло полторы тысячи человек. На вопрос офицеров, почему эта цифра явно не соответствует количеству вражеских трупов, Пётр Семёнович вздохнул: «Всё равно ведь не поверят». За «невыполнение приказа» Котляревский получил звание генерал-лейтенанта и орден святого Георгия третьей степени.
В новогоднюю ночь 1 января 1813 года войска Котляревского атаковали крепость Ленкорань - опорный пункт персидских сил в Азербайджане. Мощные стены крепости защищал сильный персидский гарнизон. В начале штурма русские потеряли почти всех офицеров. На стены Ленкорани солдат повел сам генерал Котляревский. Не обращая внимания на ранение в ногу, он с обнаженной наградной шпагой направлялся к приставным лестницам, когда две персидские пули попали ему в голову. Воодушевленные примером командира русские солдаты после яростной рукопашной схватки на стенах овладели крепостью. Тело генерала только днём нашли в груде трупов. Неожиданно Котляревский открыл уцелевший глаз и очнулся… Лицо его было сведено на сторону, правого глаза не было, челюсть раздроблена, из уха торчали разбитые головные кости (всю жизнь он хранил 40 костей, вынутых из его головы, в шкатулке, которую никому не показывал), но стараниями доктора Грузинского 14-го гренадерского полка остался в живых. Своему спасителю, полковому лекарю, Пётр Семёнович до самой своей смерти будет выплачивать пенсион из собственных средств.
За взятие Ленкорани генерал Котляревский был удостоен ордена святого Георгия второй степени. Это был единственный в военной истории Отечества случай награждения орденом святого Георгия 2 класса в 31 год (всего 131 человек). Победа под Ленкоранью предрешила заключение Гюлистанского мира с Персией и официальное признание Каспийской флотилии России.
Потеря крепости вынудила персидского шаха начать мирные переговоры. 24 октября 1813 года был подписан Гюлистанский мир, по которому Персия признала вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии и северной части современного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Мегрелии и Абхазии. Пётр Семёнович на подписании мирного договора не присутствовал, он числился в бессрочном отпуске до полного выздоровления от многочисленных ран. Вместе со 107 трофейными знаменами наполеоновской армии в Казанском соборе в Санкт-Петербурге в 1813-1814 годах были выставлены два персидских штандарта, захваченных отрядом Котляревского в Ленкорани. Генерал понимал, что подвиги его егерей останутся в тени событий военных действий 1812-1814 годов. «Кровь русская, пролитая в Азии, на берегах Аракса и Каспия, не менее драгоценна, чем пролитая в Европе, на берегах Москвы и Сены, а пули галлов и персиян причиняют одинаковые страдания», — писал Котляревский.
В 1814 году Пётр Семёнович на 50 тысяч рублей, подаренных ему императором Александром I, купил село Александрово в Екатеринославской губернии. В это имение 32-летний отставной генерал перевез своего престарелого отца. Семейная жизнь Котляревского не сложилась, его юная жена умерла при родах. Раны доставляли генералу постоянную мучительную боль. Он не мог сам управлять имением, и всеми делами заведовал его боевой товарищ, подполковник Иосиф Шультен.
В 1826 году в связи с началом новой русско-турецкой войны Николай I присвоил Котляревскому чин генерала от инфантерии и хотел назначить его командующим кавказской армией. Но ветеран от этой должности отказался. Он не мог физически переносить холода и с середины осени до мая даже не выходил на улицу. Из-за этого в конце 1820-х годов Котляревский перебрался в тёплую Феодосию, купил дачу «Добрый приют» и проводил на ней время, общаясь с жившими в Крыму старыми боевыми товарищами. Здесь он познакомился с И. Айвазовским, который спроектировал его усыпальницу на горе Митридат.
В 1850 году умер Иосиф Шультен. Его похоронили на старом кладбище недалеко от «Доброго приюта». В октябре 1851 года умер и сам Котляревский. Похоронили его рядом с могилой Шультена. Во время похорон на рейде Феодосии выстроилась эскадра кораблей Черноморского флота с приспущенными траурными флагами. Генерал от инфантерии Котляревский был навечно зачислен в списки Грузинского гренадерского полка. На ежевечерней перекличке фельдфебель первой роты первого батальона выкликал: «Генерал от инфантерии Петр Степанович Котляревский». Правофланговый отвечал: «Умер в 1851 году геройской смертью от сорока ран, полученных им в сражениях за Царя и Отечество!». Эта традиция сохранялась до расформирования полка в 1918 году.
28 ноября 2020 года в Феодосии был открыт и освящен памятник герою Кавказской войны 1804-1813 годов, кавалеру трех орденов Святого Георгия, генералу от инфантерии Петру Котляревскому.