Когда такой писатель, как Фредерик Бегбедер, берется за издательский проект, это попросту не может быть скучно. Специально для «Издательского дома “Городец”» Бегбедер, который, кстати, питает теплые чувства к России, отбирает топовую франкоязычную литературу, целиком и полностью основываясь на своих ощущениях. «Я выбираю только те книги, что, к сожалению, не успел написать сам, но очень бы хотел. Потому что всего не напишешь». Конечно, не напишешь, но прочитать хотя бы что-то из «Коллекции» действительно стоит. Почему – специально для подписчиков Books&Reviews попробует объяснить куратор книжной серии Борис Геласимов.
Франция и французы показаны там как есть. Никакой цензуры. Чтение этих книг, безусловно, может разрушить стереотипы. Но отказаться от розовых очков никогда не поздно. А правда стоит всего. Если переходить к предметному разговору, то, например, роман Зарки «Панама андеграунд» идеально подойдет для тех, кто знает о Париже по красивым картинкам или был там, но в качестве туриста, чей глаз не всегда замечает скрытое. «Панама» – это Париж на уличном сленге. На сленге тех, с кем вам лучше никогда не встречаться. Роман о темной стороне французской столицы, к которой так интересно прикоснуться. Но будьте осторожны, книга способна шокировать. Потреблять в малых дозах – только на свой страх и риск.
Вообще, «Коллекция Бегбедера», подобно своему создателю, получается шумной, дерзкой и яркой. В ней с легкостью соседствуют философские открытия и откровенные сцены. И философские открытия во время откровенных сцен. Это само собой разумеющееся правило для книги Эммы Беккер «Дом». В плане трушности Беккер нет равных. Она хотела написать честную книгу про публичные дома, книгу о женщинах, по разным причинам ставших проститутками. И она ее написала, устроившись на два года в действующий бордель. Интимных подробностей там через край, но суть не в этом. Главное – женщина. И ее чувства. Ее желания.
Свобода – вот основа основ французской серии. Свобода мыслей, слова, тела. О свободе идет речь в романе «Хроники одной бензоколонки» Александра Лабрюффа. Это тоненькая книжка о работнике одной бензоколонки, затерянной где-то на окраине Парижа. Он мечтает уехать в США, чтобы и там работать на заправке. История, в которой время и пространство преломляются и иногда играют злую шутку с героями.
Об абсолютной свободе и сборник рассказов Сильвена Тессона «Доверься жизни». Сам Тессон не раз бывал в России и даже прожил полгода в избушке на берегу Байкала. Потому и герои его рассказов иногда оказываются в столь знакомых нам местах. А приключения иностранцев в России не могут не радовать. Конечно, приключения у них бывают не только в нашей стране. Герои повторяют маршруты Тессона в Китае, Европе и Африке.
И все это из любви к жизни. Даже странно, что слово «любовь» до сих пор не прозвучало. Любовь в книгах «Коллекции» встречается разная. Больная, как у Набокова в «Лолите». Французский писатель Кристоф Тизон рассказал ту самую историю от лица девочки в романе «Дневник Л.». Сделал он это с разрешения Литературного фонда Владимира Набокова. Вышло сильно. Безумная, всепрощающая любовь в основе романа Зарки «Панама андеграунд», о котором было сказано выше. Одержимость идеалом в книге Моники Саболо «Кран-Монтана». Красивая история трех девушек, в которых влюблены абсолютно все вокруг. О том, куда ведут подобные чувства и как они ломают. Ценностью «Коллекции» является книга «Что такое любовь» Режиса Жоффре, содержащая пару десятков ответов на вечный вопрос. Так что любви предостаточно. И разной.
С романом Кристофа Тизона «Дневник Л.» перекликается другой роман серии – «Орлеан» Яна Муакса. Он рассказывает о боли ребенка, о тяжелом детстве, об унижении, которое не проходит бесследно. Которое навсегда остается «циркулировать в твоей крови». Главный герой – маленький Муакс, мечтающий стать писателем.
Писательство объединяет практически все книги серии. В большинстве из них герой – писатель, в некоторых присутствуют романы в романе. Фредерику Бегбедеру интересны именно писатели и то, как они существуют в своих мирах, фантазиях.
Последняя из вышедших в серии книг – «Завтра в Берлине», Оскар Кооп-Фан. В ней один из героев тоже ведет дневник, записывая то, что происходит вокруг. Это смелая исповедь потерянного поколения двадцатипятилетних. Они не знают, куда идти. И главное – зачем. Но верят, что способны свергнуть и уничтожить любое правительство, если только захотят. Но они не захотят. Они неудачники, лентяи, алкоголики, наркоманы. Они – отбросы общества. Но они люди. И в этом вся суть.
Одно из основных достоинств серии – это любовь к экспериментам. Прозу, что вышла и выходит в серии Бегбедера, уж точно никак нельзя назвать классической. И да, она нарушает законы, бьет наотмашь и бывает неприятной. Но в ней есть то, ради чего мы вообще открываем книги. Особенно те, о которых потом не жалеем, что мы могли бы потратить время на другое.
«Издательский дом “Городец”» ждет новинки из типографии:
Шарли Дельварт, «Датабиография» – единственная в серии (пока) книга с картинками. Абсолютно новый тип биографии, в числах и графиках рассказывающий нам, кто мы есть. В зависимости от того, сколько выкурили сигарет или сколько раз чуть не утонули. Какие данные составляют тебя?
Рафаэль Рюпер, «Анатомия любовника моей жены» – на первый взгляд, это классический роман о супружеской измене. Но это только на первый взгляд. Внутри прикладное пособие на тему того, как НЕ НАДО писать книги. И стоит ли переживать, если размер несколько не дотягивает до идеального. Юмор, секс, философия и писательство. Идеальный коктейль.
Филипп Жаэнада, «Дикий верблюд»; София Оен, «Рапсодия забытых»; Коме Мартин-Карл, «Реакция», о которых мы обязательно подробно расскажем немного позже.