Представьте: вы дама XIX века. Бал! На вас нарядное платье, вы обмахиваетесь веером, подходит кавалер и учтиво приглашает на танец... Всё прекрасно, да, но веер-то куда девать?! А вот тут были возможны варианты. И сразу скажу: все эти способы использовались не только на балах, но и во всех других случаях, когда веер при вас, но руки нужно освободить. А веер был при даме почти всегда!
- В эпоху Пушкина и Гоголя, когда веера в основном были небольшими, а в моде были платья, украшенные поясами, можно было веер за пояс и засунуть.
- Веер можно было подвесить, и вот уж тут снова раздолье! Его - или в специальном чехольчике, или сам по себе - подвешивали или на цепочку, или шёлковый шнур, или же атласную ленту. А дальше опять-таки возможны варианты.
- По примеру дам средних веков, в XIX столетии использовали т.н. "шатлены" - конструкции с крючками, которые прикреплялись к поясу, а на цепочках висели разные полезные мелочи. Можно было добавить и веер.
- Если у вашего костюма был пояс, то можно было зацепить конец цепочки/шнура с веером за него. А если нет? Так вот, иногда где-нибудь в районе талии скрытно пришивался специальный крючочек! А можно было просто обвить шнур или цепочку вокруг талии, сделав петлю - так что получалось подобие пояса. Или даже надеть специальный пояс! С веером, да.
- Кстати, висеть веер мог не только так, чтобы к нему можно было прикоснуться рукой - он мог быть и на уровне колен, и даже ниже! А если вам предстояло много ходить или танцевать, то, чтобы он не мешал, цепочку/шнур подтягивали повыше.
- Крепились цепочки вееров и к специальным браслетам, так что те просто висели на руке.
- На рубеже XIX и XX веков вошли в моду совсем маленькие веера, их можно было даже повесить на шею!
- А если подвесить не за что и некуда? В журнале "Модный свет" в 1886 писали: "Если при веере нет устройства, чтобы привесить его к поясу, то перед ужином кладут его куда-нибудь в комнате или же, сев к столу, себе на колени".
- А во время танцев ничто не мешало вам просто оставить веер на стуле.
- Однако, сами понимаете, тут был риск, что на него кто-нибудь сядет, не заметив. Или он вообще куда-нибудь денется... Так что тот же "Модный магазин" писал в 1880: "Мы советуем танцующим не затруднять себя очень ценным веером, чтобы не приходилось жалеть порчи его неловким кавалером, если случится забыть его или оставить на стуле".
- А танцевать можно было и с веером в руке. однако держать его при этом так, чтобы кавалер его не касался.
Словом, варианты были, и тому, на что веер подвершивали, тоже уделяли внимание и делали красивым! Ведь в даме всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и веер. :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory