Пока весь мир наблюдал за противостоянием сборных Италии и Англии, в соцсетях разворачивалась не менее зрелищная битва за внимание пользователей. Instagram в очередной раз решил сыграть на чужой территории и добавил новую вкладку — Reels. Это лента коротких видео, которая напоминает TikTok и по механике, и по контенту: там есть танцы, пародии, крутые монтажи и челленджи.
Попытки адаптировать суперуспешный формат китайской соцсети предпринимаются крупными игроками уже давно — это пробовали делать Facebook (не особо удачно) и «ВКонтакте» (в целом вышло неплохо).
Ведем текстовую трансляцию матча между топовыми командами из мира соцсетей и разбираем сильные и слабые стороны Reels и TikTok.
Продолжительность видео
Если снимать видео для Reels в самом приложении Instagram, то его продолжительность не может быть дольше 30 секунд. Если загружать готовое — дольше 60 секунд. В TikTok видео могут достигать минуты или даже трех, причем независимо от способа загрузки.
TikTok наступает и забивает на второй минуте.
Аудитория
ЦА TikTok моложе, несмотря на то, что на обеих платформах лидируют категории 12-24 и 24-35 лет. Зато аудитория Instagram немного более платежеспособна. В целом, Reels — это тот же TikTok, но для миллениалов. Теперь им не надо переключаться между приложениями и скипать ролики школьников.
Кажется, счет сравнялся.
Статистика
Аккаунт в TikTok Pro открывает доступ к статистике социальной сети, позволяя настраивать таргет на нужные сегменты. На заре Reels пользователи видели только лайки, комментарии и число просмотров, но сейчас количество параметров расширилось, появились возможности настройки таргета.
Все еще ничья. Пошло дополнительное время!
Обработка видео
TikTok обходит Reels в инструментах для обработки видео. В нем можно работать со звуком, снимать совместные видео или использовать фрагменты роликов других пользователей. В Instagram такие возможности тоже есть, но их меньше — поэтому многие импортируют туда видео, снятые для TikTok.
Первый гол в серии пенальти — в пользу TikTok.
Контент
Несмотря на обилие инструментов для работы с видео в TikTok, именно Instagram используют фотографы, видеографы, режиссеры, дизайнеры и другие представители креативных профессий для самопрезентации. Часто страничка в Instagram заменяет резюме. Reels расширяет возможности профессионального продвижения, его уже активно используют клипмейкеры, дизайнеры и фотографы.
Счет по пенальти сравнялся. Может, Reels отыграется?
Алгоритм
TikTok умело подбирает видео под интересы пользователя. На рекомендации влияют лайки, комментарии, подписки, теги, музыка и еще десятки факторов. С Reels пока ничего не понятно — алгоритмы надо тестировать.
TikTok уверенно забивает второй гол в пенальти.
Качество
И Reels, и TikTok работают с визуальным контентом, но в Reels качеству картинки уделяют большее внимание. Во многом это связано с тем, что TikTok был предустановлен на телефоны с операционной системой Android. Обладатели бюджетных моделей с не самыми лучшими камерами открыли для себя новую площадку и первыми начали делать контент как умеют и на что умеют.
2:2 — напряженная игра!
Потенциал
Пока что TikTok немного отстает от Instagram по аудитории — 800 млн пользователей в месяц против 1 млрд. Но Instagram уже 11 лет, а TikTok только 5 — темпы роста намного выше. Только в 2020 году приложение скачали более 1,5 млрд раз — это рекорд 2010-х годов. Вряд ли Reels поможет Instagram нарастить себе аудиторию, скорее удержать от перехода на конкурирующие площадки.
3:2 — TikTok побеждает с небольшим (пока что) перевесом.