Протяни руку помощи — именно с этой фразы начинается фильм “Dead of Winter”, режиссер Артур Пенн. Наверное, это такой своеобразный намёк на то, что уже в скором будущем кто-то попадёт в очень неприятную ситуацию.
Название пишу по-английски, потому что у него есть как минимум три варианта перевода: В зимнюю стужу, Смерть зимой, Смертельная зима. Встречала даже такое: Глубокой зимой.
Мне кажется, «В зимнюю стужу» — самое подходящее название из всех перечисленных, потому что в фильме постоянно делается акцент на холоде, накрывшем ту часть Америки, где происходят основные события триллера. В начале фильма героиня (чьё лицо нам намеренно не показывают) говорит остановившему её полицейскому фразу «холодная ночь»; ди-джей по радио объявляет, что температура сейчас минус 21, но опустится до минус сорока; метель ночью по дороге в отдалённый особняк, где будут проходить пробы; жуткая холодная, невероятно снежная ночь, когда главная героиня пытается сбежать, но… безуспешно (одна из самых жутких сцен фильма).
Как красиво, говорит Кэтти (актриса Мэри Стинберджен) по дороге в особняк, буря, сосны… как во сне.
Если бы она знала…
Напряжение нарастает постепенно, но уже с первых кадров (под неспешную красивую мелодию, которая ассоциируется с чем-то таинственно-загадочным… но никак не с убийством). Не работающая фара у героини, игнорирование красного сигнала светофора, преследующая её машина, которая так же игнорирует правила дорожного движения и, наконец, притаившийся в машине убийца.
Начало фильма по-своему является довольно уютным, как будто режиссер специально усыпляет бдительность зрителя, умело манипулируя его чувствами: чем уютнее атмосфера, тем больше наше чувство тревоги. Итак, шикарный дом, в котором так тепло и комфортно после зимнего холода снаружи, приятная музыка, камин, стакан тёплого молока перед сном и… чучело медведя, лично убитого хозяином дома, мышеловки, расставленные по всему дому, сломанный (конечно же, из-за бури, да-да) телефон… и это только начало.
Постепенно мы узнаем, что хозяин дома (доктор Джозеф Льюис, актёр Ян Рубеш) — психиатр, а помощник (мистер Мюррей, актёр Родди Макдауэлл) — его бывший пациент, и сразу же становится понятно (нам, но не героине), почему мистер Мюррей так странно себя ведёт. И ещё нам становится понятно, что пробы — это всего лишь повод заманить женщину в отдалённый особняк.
Кстати, мне кажется, что мышеловки — это некая метафора той ситуации, в которую попадает Кэтти.
«Нож острый, и слез нет», — фраза главного злодея, ужасный смысл которой мы поймём чуть позже, когда героиня очнется от наркотического забытая, после неудачной попытки побега.
«Если вы хотите освоить ремесло, сначала освойте инструмент для своего ремесла».
В основе триллера лежит банальный шантаж и жажда наживы, но то, как красиво, неспешно и даже завораживающе режиссер преподносит нам развитие основных событий поражает и зачаровывает. И, конечно же, пугает.
Доктор Льюис очень тонко и умело манипулирует всеми, в том числе и теми, кто может помочь Кэтти. Он даже Кэтти пытается убедить в том, что она сходит с ума.
И становится по-настоящему неуютно…
Спойлеры!
Самые жуткие моменты фильма (субъективное мнение автора):
1. Кэтти приходит в себя после наркоза и видит, что у неё перебинтована кисть руки. Женщина начинает судорожно разматывать бинты и обнаруживает… что ей отрезали палец. Очень сильный, психологически тонко продуманный момент, который по-настоящему шокирует. Актриса сыграла настолько правдоподобно, что просто мороз по коже. Когда я смотрела фильм в первый раз, то на самом деле почувствовала все то, что чувствовала несчастная Кэтти.
2. Кэтти пытается сбежать из особняка в самый разгар бури, она бежит по лесу, вязнет в снегу, но упорно продолжает идти вперёд. Падает. Ползёт из последних сил. Поднимает голову и… видит перед собой мистера Мюррея. «Доктор Льюис ищет вас», — бесстрастно сообщает он под крик несчастной женщины.
3. Кэтти засыпает в своей комнате, и мы видим, как с той стороны зеркала на стене появляется силуэт… мистера Мюррея. В его руке поднос на котором лежат какие-то инструменты… он открывает зеркало, которое оказывается дверью, и входит в комнату к спящей актрисе.
Далее следует сцена с отрезанным пальцем.
4. Ещё один момент, который запомнился. В тайной комнате Кэтти находит мертвое тело своего двойника, по лицу которого ползает… крыса.
И потом это же тело Кэтти обнаруживает в своей постели, когда её запирают в комнате, выдав перед полицией за сумасшедшую.
Получится ли у Кэтти выпутаться из этой жуткой истории и наказать своих мучителей? Вы узнаете это, если посмотрите триллер.
❗️Очень рекомендую ❗️
Спасибо, что дочитали публикацию до конца 😘💕!