Всех приветствую! Предлагаю сравнить, какой из этих граждан – чех, эстонец, поляк или русский – сможет при среднем заработке купить больше бензина. Он, кстати, считается в Европе продуктом первой необходимости, таким же, как электроэнергия и хлеб.
В обзор специально добавлены эти европейские страны, поскольку в них, как и в России, ранее действовал социалистический строй. Информация о заработных платах взята из государственных статистических агентств. Ценники на топливо приведены международным онлайновым сервисом GlobalPetrolPrices.
Чехия
Это индустриальное государство. Если рассматривать все посткоммунистические страны, то у Чешской Республики самая стабильная и успешная экономика. В её основе лежат промышленность и сфера услуг. По классификации МВФ, Чехия относится к странам с развитыми внутренними рынками.
В соответствии с результатами IV квартала 2020 г., среднестатистический заработок чеха составил 38,5 тыс. крон в месяц. Это эквивалентно 134,3 тыс. руб. (по курсу, актуальному на 8 июня 2021 г.).
На чешских автозаправочных станциях 1 л автобензина продаётся примерно за 31,5 кроны. Следовательно, местный автомобилист при среднем окладе сможет купить 1 222 л бесцветной горючей жидкости.
Эстония
В 2010 г. Эстонская Республика вошла в Еврозону и с этого момента на её территории начал действовать в качестве платёжного средства евро. По условиям соглашения от национальной валюты эстонскому правительству пришлось отказаться.
В IV квартале 2020 г. средняя ежемесячная зарплата эстонского работника составила 1 515 евро. Если её конвертировать в рубли, то получим 134,4 тысячи. Практически тот же показатель, что и в Чехии, однако меньше, чем в среднем значении в Еврозоне.
Эстонские АЗС за 1 л бензина просят 1,4 евро. Примечательно, что приблизительно такая же цена наблюдается в Швейцарии, экономика которой намного сильнее эстонской. На среднюю оплату труда эстонец сможет приобрести 1 082 л. топлива.
Польша
МВФ классифицирует её, как страну с развивающимся внутренним рынком. Пустующие ниши экономической системы привлекают внимание иностранных инвесторов. Это делает центральноевропейскую республику значимой для всей европейской экономики.
Согласно данным за IV квартал 2020 г., ежемесячное денежное вознаграждение поляка составило 5 457 злотых. Если переводить их на российские деньги, то это примерно 108,4 тыс. руб. Это в 2 раза больше показателя, насчитанного экспертами Росстата.
В Польше на заправочных станциях 1 л автобензина можно купить за 5,26 злотых. Если польский автолюбитель будет получать среднюю заработную плату, то сможет обменять её на 1 037 л горючего.
Россия
Росстат опубликовал информацию по средней денежной награде за работу за январь и февраль – 50,6 тыс. руб. в месяц. Хотя, если говорить откровенно, то на такую «среднюю» зарплату могут рассчитывать только жители Москвы, Питера, ну может ещё парочки городов.
На территории РФ 1 л автобензина в среднем продаётся за 48,8 руб. Если провести расчёты, то официальный средний заработок позволит моторизованному россиянину приобрести 1 037 л. горючего.
Следовательно, карликовые Чехия и Эстония, в масштабе громадной России, побеждают последнюю по доступности бензина. А россиянам остаётся довольствоваться третьим местом, которое они делят с поляками.
Напоследок хочу отметить один важный нюанс
В Чехии, Эстонии и Польши нет месторождений нефти. Т.е. топливо, продаваемое на автозаправках, производится из импортного сырья. А это увеличивает конечную ценность продукта.
А Россию обходит это обстоятельство стороной, т.к. она купается в чёрном золоте. Поэтому на внутренний рынок топливо может продаваться по более лояльной к своему же населению стоимости. Так что в каком-нибудь параллельном мире, где российские чиновники любят свой народ, мы бы однозначно заняли первое место по доступности бензина.