2020 год испытал бизнес на прочность. Перед компаниями всех отраслей встал выбор: молниеносная перестройка на новый формат работы или замораживание деятельности на неопределенный срок. Пандемия вызвала не просто очередной экономический кризис: появились новые правила ведения бизнеса, которые невозможно игнорировать.
В 2021 году эти тренды набирают обороты. Давайте рассмотрим их подробнее. Ознакомиться с первой частью материала, в которой рассказано о дистанционной работе, персонализации, высоких технологиях в пищевой промышленности, маркетплейсах и экосистемах, вы сможете здесь.
Масштабное внедрение блокчейна
Блокчейн, по сути, представляет собой новый формат хранения конфиденциальной информации. Поэтому внедрять в 2021 году блокчейн начнут везде, где требуется децентрализованное, зашифрованное хранение важных данных, в том числе в госсекторе и корпоративных бизнес-процессах. Блокчейн также поможет пользователям безопасно хранить свои электронные документы и аутентификационные данные в интернете – разработка соответствующих сертификатов уже ведется.
Еще одно важное направление для внедрения блокчейна – торговля. Сюда входит и обеспечение проведения электронных площадей, и контроль международной логистики. Смарт-контракты автоматически, без посредников контролируют выполнение бизнес-сделок.
Зеленый бизнес
Приставка «эко» в 2021 году уже не часть маркетинга, а стандарт. Российское правительство обсуждает «мусорную реформу», вследствие которой обязанности по утилизации упаковки будут возложены на ее создателей (а не на производителей конечного товара). Расходы производителей упаковки автоматически увеличатся на 200 млрд рублей в год – придется задуматься о зеленых решениях.
В грядущем году российские промышленники будут также прилагать все усилия к снижению негативного влияния на окружающую среду – в противном случае им грозят миллиардные штрафы от Минприроды, которое объявило устаревшими 87% методик расчета вредных выбросов.
Переработка отходов
За последние 3 года уровень экологической ответственности россиян многократно вырос. Однако по-прежнему существует проблема дефицита предприятий, принимающих вторсырье и отходы на переработку. Опросы показывают, что 85% россиян готово к раздельному сбору мусора – если контейнеры будут установлены рядом с домом.
Виртуальная и дополненная реальность
Технологии VR и AR из категории научной фантастики перекочевали сначала в гейм-индустрию, а в 2020 году доказали свою эффективность в более практических областях – от корпоративного обучения до виртуальной презентации объектов недвижимости.
О внедрении виртуальных технологий задумались и представители шоу-бизнеса, и фитнес-клубы. В 2021 году нас ждет дальнейший рост спроса на устройства VR – шлемы, очки, гарнитуры, и соответствующий контент. Развитию технологии будет способствовать – помимо ковидных ограничений – широкое внедрение связи 5G.
Кибербезопасность
Киберпреступники с энтузиазмом восприняли переход бизнеса на удаленный режим работы. Количество хакерских атак за 2020 год выросло на 22,5%.
Исследования показывают, что российские компании уже увеличивают расходы на онлайн-безопасность бизнеса.
Умные здания
Технологии «умного дома» в России пока еще остаются привилегией самой обеспеченной прослойки населения. Однако в уходящем году люди были вынуждены столько времени провести в четырех стенах, что отдельные умные приспособления начали пользоваться спросом у более широкой категории потребителей.
Телемедицина
Этот новый для России рынок в 2020 году вырос в 2 раза из-за пандемии – тенденция продолжается и в текущем году.
Среди услуг телемедицины: подбор клиники, видео-консультации врача-терапевта, диетолога, психолога, психотерапевта и даже ветеринара.
Виртуальные персонажи
Растет число виртуальных блогеров, моделей и инфлюенсеров. Помимо независимых проектов, работающих в инстаграме, модной индустрии и на онлайн-ТВ, появляются виртуальные спикеры и маскоты крупных компаний – к примеру, киберверсия Полковника Сандерса. Бюджеты на продвижение виртуальных инфлюенсеров растут. Предполагается, что к концу 2021 года затраты составят не менее $10 млрд.
Разработка виртуального персонажа – дорогое удовольствие, но выгода очевидна. Инстаграм-блогер Лил Микела заработала за год $11,7 млн для своих создателей – один рекламный пост у виртуальной дивы стоит $8,5 тысяч. Средний показатель вовлеченности аудитории у блогера-человека – 0,7%, а у Лил Микелы – 2,7%.
Российские компании уже заказывают визуализацию для чат-ботов, чтобы использовать их в качестве маскотов своего бизнеса. Поскольку в Рунете уже есть впечатляющие разработки на основе нейронных сетей (Алиса Yandex, к примеру), можно ожидать появления русскоговорящих виртуальных инфлюенсеров в ближайшее время.
Серебро дороже золота
Рост промышленного спроса на серебро связан с «озеленением» энергетики. Самые развитые страны активно переходят на экологичные энергетические установки, в которых используется серебро. Аналитики советуют инвестировать в этот металл вместо золота и предсказывают заметный рост уже в наступающем году.
Источник: B-MAG
А узнать больше о современных тенденциях в бизнесе ведущих компаний вы можете от практиков на мероприятиях CFO Russia:
Тринадцатая конференция «Корпоративный контроллинг»
Шестая Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»