Многие из вас, надеюсь, наслышаны про легендарные экспедиции Тура Хейердала, во время которых он пересекал океаны на сомнительных для пересечения океана с точки зрения разумного человека плавательных средствах, с целью выяснить, откуда и куда перемещались люди в древности, а главное - на чём.
Один раз на плоту из бальзового дерева пошёл, чуть не утонул.
Второй раз - вообще на лодке из тростника.
Впрочем, я не буду рассказывать вам про эти экспедиции. Те, кто знает - и так знает. Те, кто не знает - интернет вам в помощь. Не захотите читать - про экспедиции снято немало фильмов. В том числе и художественных.
Так что вопрос про Тура и его экспедиции можно считать освещённым на сто процентов.
Но задумывались ли вы, кто были те люди, которые взяли и построили лодку из тростника по древним технологиям, которой потом дали гордое имя Ра и на которой Хейердал и его команда пересекли океан?
Хотя... Гордое имя Ра носила первая лодка, которую сделали умельцы из Африки. Но увы, эта лодка достаточно быстро развалилась.
После чего Хейердал обратился к мастерам с берегов озера Титикака.
И вот они уже сумели справиться с поставленной задачей и сделать Ра 2, на которой экспедиция достигла успеха.
Знакомьтесь, Паулино Эстебан - всемирно известный строитель тростниковых лодок.
Когда в 2014 году я первый раз приехала в Боливию и оказалась в этом месте, мы ещё застали самого сеньора Паулино и слушали рассказы, что называется из первых рук.
Увы, время течёт неумолимо. Сеньор Паулино строит лодки теперь в каком-то другом мире, а дело рассказа про экспедиции взял в свои руки его сын, который хоть и был весьма молодым человеком в то время, когда папа строил лодки для экспедиций, но успел немного помочь отцу в этом непростом деле.
Теперь он встречает гостей в доме на берегу озера Титикака, куда однажды приехал Тур Хейердал с вопросом:
- Лодку мне не построите?
Да и он тоже уже не всегда выходит к гостям. Видимо надоели ему эти гости.
Тогда за дело берётся его жена.
Посещая это место в очередной раз я вместо "а это сеньор Паулино, он строил лодки", слышу сначала "а это сын сеньора Паулино, который стоил лодки", а потом "а это жена сына сеньора Паулино, который строил лодки".
Вот такая преемственность поколений в семье Эстебан.
Но как и при сеньоре Паулино, в доме, куда приходят туристы, ничего не поменялось.
Те же игрушечные плетёные лодки, те же фотографии на столах и на стенах.
Собственно, и сам сын сеньора Поулино похож на него так, что смело может выдавать себя за отца.
Кстати, он уверяет, что на этой фотографии рядом с Туром - это он стоит. Ещё совсем юный, только постигающий основы строительства лодок.
Но кто же их разберёт.
Единственное, что изменилось со времён Паолино - появился на стене плакат, с перечислением заслуг сеньора Эстебана.
За посещение музея и короткий рассказ из первых (вторых/третьих) рук с показом фотографий и обязательной фотосессией в конце семья денег не берёт.
Благодарные туристы могут купить разнообразные изделия из шерсти альпаки.
Думаю, что по боливийским меркам семья живёт не бедно. Это туристов проводят в домик-развалюшку, а так у людей большой дом, хозяйство.
Хотя богатой такую жизнь тоже не назовёшь.
Но почему-то за все разы, пока я была там (аж шесть раз), у меня сложилось впечатление, что мужчин не сильно заботит благополучие семьи.
Женщины что-то делают по хозяйству, продают туристам шерстяные вещи (которые, правда, вряд ли они делают сами), а мужчины предпочитают сидеть на скамеечке, если она конечно не занята детьми.
Во дворе сразу же видишь озеро и тростниковую лодку, подобную той, на которой Тур Хейердал отправился в своё плавание.
Вот лодка, конечно, самый популярный объект у туристов.
Не удивительно. Она прекрасна. И хоть немного напоминает о тех великих экспедициях.
И пока сын Паулино Эстебана демонстрирует лодку, его соседи, как и в прежние времена занимаются тростником, который по-прежнему растёт на озере.
Лодки из него сейчас строят только сувенирные. Зато он активно применяется в строительстве. Из него делают крыши, стены и прочие конструкции.
Вот, кстати, когда-нибудь и этот мальчик заменит своего отца и будет рассказывать туристам, как его дедушка строил лодки для Тура Хейердала, а папа, будучи подростком, помогал ему в этом.
У нас в группе возник спор. Кто-то считал, что грустная какая-то судьба у этой семьи. В былые времена они строили лодки для великих экспедиций, можно сказать, были участниками исторических событий. А теперь они развлекают заезжих туристов.
Другие (в том числе и я) считали, что семье как раз очень повезло. Глава семьи когда-то строил лодки, а они теперь на ровном месте постоянный доход имеют, не прикладывая к этому особых усилий, просто принимая проезжих туристов.
А вы как думаете? Повезло семье или нет?