Если я скажу вам, что на Руси во время царствования Ивана Грозного крокодилы нападали на людей и пожирали их вы мне наверное не поверите.
Но тем не менее во II Новгородской летописи содержится дословно следующая информация:
"В лето 7090 [1582 год по новому стилю]. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле. И паки оные коркодили спряташася, а иные стрельцы государевы избиша.. Того же году преставися царевич Иван Иванович в Слободе, декабря в 14 день"
Причем описано событие как то немого мимоходом. Дескать в этот год сначала насыпали земляной вал (город земляной), потом крокодилы из реки нападают на людей и едят их, а потом и царевич Иван умер. Кстати это тот самый, который на картинке Репина "Иван Грозный и сын его Иван".
Споры о том убивал ли Иван Грозный своего сына оставим для другой статьи, здесь нам важно то, что крокодилы и нападение их на людей упоминаются в ряду вполне себе исторических событий. То есть это не какая то мифологическая вставка или отсылка к библейским сюжетам. Кто то возможно возразит - дескать кончина царевича Ивана была настолько трагична и так огорчила всех, что автор решил так подчеркнуть трагичность происходящего. Ну дескать наподобие как в библии - сначала саранча, потом мор, а потом и царевич умер. А тут вот крокодилы, которые ознаменовали своим появлением близкую беду в виде неожиданной и трагичной смерти любимого в народе царевича. Версия естественно кажется нелепой. Если бы автор хотел, то он бы и придумал какое то предзнаменование в библейском стиле. Крокодилы как то слишком экзотично.
При этом нельзя не отметить, что крокодилы и их поведение идентифицированы и описаны довольно точно - название употреблено правильное, живут в воде, могут нападать на людей и питаться ими. Это важно т.к. на месте крокодилов могли бы быть например сказочные василиски или драконы, атакующие бедных и ни в чем не повинных людей. Ну это и не удивительно. О крокодилах на Руси тогда уже вполне себе знали. Об этом прямо свидетельствует например Азбуковник конца XVI
"Крокодил - есть водный зверь. Хребет у него аки гребень, хвост змиев, а голова василискова. Яко станет он человека ясти, станет
плакати и рыдати, но ясти не перестанет"
В Псковской летописи того же года мы кстати видим те же сведения. Видимо один летописец считал сведения достоверными и переписал эту сводку у другого.
Скептики наверное скажут, ну наверное летописец что то там приукрасил, перепутал, но я подолью еще масла в огонь. Джером Горсей, служащий Английской торговой компании в своих записях о поездке на восток пишет следующее:
"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился"
И снова крокодилы. Правда запись датируется 1589 годом. Есть и более ранее упоминание. Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1526 году пишет вот так о священных животных Литвы:
"Эта область изобилует рощами и лесами, в которых иногда можно видеть привидений… Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах неких змей на четырех лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они giwoites… В установленные дни они производят в домах очищающие обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество"
Таким образом за XVI век мы видим как минимум три письменных упоминания о каких то земноводных в двух из которых речь идет точно именно о крокодилах.
В этом месте возмущенный читатель наверное воскликнет: Автор, ты чего, тоже альтернативной историей увлекся и всерьез собираешься нам доказать гипотезу о русских северных крокодилах, которые лютовали и терроризировали население???
Кстати идея о крокодилах на Руси действительно что то незаслуженно обойдена тружениками на поприще переписывания и мифологизации нашей истории, которых очень толерантно и политкорректно принято сейчас называть "любителями альтернативной истории". Они пока видимо заняты описанием победы над Китаем 7500 лет назад с помощью всадников на ездовых мамонтах и боевых магов-волхвов. А зря, тут даже придумывать ничего не надо, крокодилы и похожие на них гады прямо упоминаются в письменных источниках. И тут даже обошлось без заговора евреев, католиков, немцев, иллюминатов или какие там еще категории граждан обычно виноваты во всех бедах честных славян по версиям всевозможных конспирологов и деятелей альтернативной истории.
Ну да бог с ними, альтернативщиками, давайте разберемся что там с крокодилами то.
Правда намного проще. Персидский шах направил к королю Швеции посольство и кроме прочих подарков отправил пару десятков крокодилов. Для их транспортировки тогда уже существовало готовое решение - так называемое "осетровое судно" в котором могли перевозить живых осетров. В Волге тогда порой вылавливали белуг под тонну весом и 4 - 5 метров длинной и умудрялись довозить живыми, чтобы порадовать царя или других важных особ ухой или как то иначе свежеприготовленной рыбой. Судно столкнулось, как упомянуто в источнике с "дровяным плотом" и крокодилы попали в реку, начали нападать на людей чем вызвали немалый переполох. Люди очевидно не ждали опасности подстерегающей их в воде и кто то стал жертвой экзотических земноводных. Зимой естественно они все передохли. Упоминание в записках Джерома Горсея видимо отголосок тех событий. То, что по датам события расходятся можно объяснить тем, что либо сам Горсей, услышав о событиях связанных с крокодилами, решил приукрасить отчет о своем путешествии, либо ему действительно попался дохлый крокодил, который был пойман кем то из местной знати и содержался какое то время в неволе, а потом сдох и был выброшен. Ну или просто англичанин нашел скелет давно сдохшего от русской зимы крокодила с остатками кожи. Так или иначе наличие крокодилов на русском севере имеет вполне прозаичное объяснение. Случай довольно необычный, обсуждали его потом наверняка долго, да и погибшие видимо были, так что летописец решил об этом упомянуть.
Что же касается священных животных в Литве, речь по всей видимости идет вовсе не о домашних крокодилах, а о какой то разновидности игуан, которых давным давно завез туда какой то путешественник. В тексте прямо упоминается размер этих земноводных, который явно меньше размеров взрослого крокодила, три пяди – это всего 60–70 сантиметров .