В 1990 году американский детский писатель Уильям Стейг создал небольшую иллюстрированную книжку про большого великана, страшного снаружи, но доброго внутри. А потом в дело вступила студия "DreamWorks".
То, что появилось на свет стараниями студии, имело отношение к рассказу Стейга только в общих чертах, но тем не менее главный посыл, в ней заложенный, был передан верно. В общем и целом серия мультфильмов "Шрек" представляет из себя нечто вроде пародии на классические сказки (и их диснеевские адаптации). Так, дальше я просто приведу умную цитату, потому что ну надо же блеснуть интеллектом: "Создатели фильма сатирически переосмыслили нравоучительный конформизм, в который выродился к концу XX века жанр художественной сказки, и использовали в фильме привычные сказочные образы в непривычной нонконформистской трактовке". Фууууф. Всё, моя эрудиция сразила всех наповал, верно? А теперь давайте более простым языком, для всех своих, так сказать: мультфильм несколько корректирует и осовременнивает образы классических сказочных персонажей и антураж эпохи, к которой они принадлежат, добавляя много остросоциальной, местами политической, сатиры, а также очень много юмора, и часто не очень приличного. Хороший пример подобной сатиры: подданным пишут, какую реакцию они должны выражать, показывая надписи с соответствующими короткими указаниями (аплодисменты/благоговейное молчание/тдтп), что обстёбывает общественное мнение и манипуляцию им сильными мира сего.
Но я здесь всё же в первую очередь затем, чтобы разобрать психологический портрет и историю главного героя эпопеи - самого Шрека.
Открывается нам сей персонаж демонстрацией своей повседневной жизни, вкусов и увлечений - так сказать, не блещущих нормами этикета, и это очень мягко сказано. Шрек ведёт развязный образ жизни в своё полное удовольствие, наслаждаясь одиночеством и возможностью делать всё, что ему хочется, не подчиняясь никаким правилам. Кажется, что охота крестьян на него лишь его забавляет, и он получает дополнительное развлечение, пугая их.
Зато по ходу развития сюжета нам откроется, что беззаботная жизнь в наслаждении одиночеством - не более чем фасад, которым Шрек прикрывает свою глубокую обиду на мир. Из-за его устрашающей внешности его всегда боялись, называли чудовищем и устраивали на него облавы, даже не пытаясь выяснить, каковы в действительности его мотивы и намеревается ли он вообще кому-то вредить. Поэтому Шрек замкнулся в себе и предпочёл жизнь отшельника, чтобы сбежать от поверхностных суждений других обитателей сказочного мира (конечно же, в первую очередь - людей).
В этом и заключается причина его грубости и неприятия, которое он проявляет при встрече и общении с Ослом. Хотя тому даже удаётся поразить Шрека отсутствием страха перед ним. Осёл становится первым существом, встреченным Шреком, который не смотрит на его внешность, а судит огра по его поступкам. И впоследствии они всё же станут лучшими друзьями, но сперва Шрек пройдёт через достаточно долгую стадию "ломки" укоренившегося в нём недоверия и обиды на весь мир (при этом тщательно скрываемой за маской равнодушия и беспечности).
Ещё одно знакомство, размягчающее Шрека, происходит, когда он по договору спасает принцессу Фиону. Опять же, к его удивлению, она реагирует на него лучше и спокойнее, чем прочие люди, и даже проявляет признаки благодарности и симпатии, а потом и сама выручает Шрека. Он обнаруживает, что с Фионой ему легко, и при этом он чувствует себя собой, не пытаясь соответствовать каким-то нормам приличий. Так в огромном обозлённом великане начинает развиваться влюблённость в девушку, подарившую ему невиданное доселе чувство принятия.
Хотя вскоре ему из-за ошибки придётся ненадолго разочароваться в уже полюбившейся ему принцессе. И это, на самом деле, достаточно сильный момент. Шрек выполнил уговор, получил обратно единоличное владение своим болотом, но то, что раньше приносило хотя бы напускную радость, теперь нагоняет только тоску - ведь он почти поверил в то, что нашёл принимающего его человека, который смотрит не на внешность, а в душу. Он получил надежду на лучшее - но та была вскоре растоптана, и возвращение всего на круги своя уже становится травмой, от которой нескоро удастся оправиться.
Но, к счастью, все недоразумения быстро разрешаются, и у Шрека начинается счастливая семейная жизнь в окружении друзей. Собственно, Фиона тоже избавляется от своих душевных мук, ранее давивших на неё и внушивших зависимость от прекрасного принца, который всё исправит и сделает, как правильно. Два персонажа, страдавших всю свою сознательную жизнь, обрели друг друга и сбросили с себя давившие на них общественные стереотипы.
Потом были сиквелы. Наиболее сильным из них я считаю именно вторую часть, которая была пусть и необязательной, но раскрывала животрепещущую тему пожертвования самой своей сутью ради любимого человека (или не человека), а также вновь упирала на принятие себя. Дальше был триквел, в котором Шрек пытался сбагрить на кого-нибудь ответственность за управление королевством, ибо сам к такому совершенно не приспособлен, а затем и квадриквел, где погрязший в семейных заботах Шрек начал рефлексировать по прежней холостяцкой жизни без обязательств, перестав ценить имеющееся, но затем конечно же осознал своё счастье. Все части "Шрека" в принципе хороши, и я получал удовольствие, не раз пересматривая их - но по-настоящему оригинальным произведением, перевернувшим мир мультфильмов с ног на голову и заставившим взглянуть на концепцию классической сказки и самой морали с совершенно неожиданной стороны, стал именно первый мультфильм. Дальше же волна популярности стимулировала выпускать продолжения, и тут лишь надо отдать "дримам" должное за то, что они не стали работать на отвали, а каждую часть умудрились наполнить магией уникальности, юмора и сатиры. За что, собственно, я и люблю их все.
Читайте другие статьи о мультфильмах:
Как Эльза прошла через психические расстройства и депрессию
Мегамозг и притча о вреде стереотипов
Что скрывают красные туфельки?
Головоломка эмоциональной цельности
Принцесса Мононоке: ненависть убивает. Анимешный прародитель Аватара
Все смыслы франшизы "Как приручить дракона"
Разбор происходящего в "Зелёной змее" с точки зрения психологии Сяо Цинь
Почему все хвалят Аркейн и почему он этого заслуживает?
Старое против нового: куда двигаться? Разбор мультфильма "Хранители дверей"
Статьи о вселенной "Аватар":
Общий взгляд: Легенда об Аанге
Социально-политическое устройство мира. Проблемы власти, прогресса и общественного уклада
Психоразбор персонажа: Аанг. Большая ответственность на маленьком человеке
Психоразбор персонажа: Катара. Материнский инстинкт и !феминизм!
Психоразбор персонажа: Сокка. Гениальность в обёртке дури
Психоразбор персонажа: Тоф. Последствия чрезмерного контроля или Глоток свободы для ребенка
Психоразбор персонажа: Зуко. Конфликт морали и привитых убеждений
Психоразбор персонажа: Азула. Ребёнок в плену своего отца
Психоразбор персонажа: дядя Айро. Добро с кулаками, или Тихий омут с сюрпризами
Не совсем психоразбор персонажа, а сценарная ошибка и её последствия: Корра. Тупость и отвага
Анализ антагонистов и их идей (Легенда о Корре)
Психоразбор персонажа: Кувира. Комплекс брошенного ребёнка
Психоразбор персонажа: Киоши. Аватар, у которого всё не как надо (Но ориентация правильная)
Разбор антагониста: злодей ли Цзяньчжу?
Психоразбор персонажа: Юн. Роковая ошибка, или Самый трагический персонаж в книгах о Киоши
Преемственность цикла Аватара: тернистый путь с подводными камнями
Мульт-баттлы: