Найти тему
Шпионские страсти

Задание выполнил

Осенью 1942 года по линии партизан в контрразведку фронта пришла информация, что в районе поселка Ропша немцы устанавливают тяжелые дальнобойные орудия для обстрела Ленинграда. На аэродром, где базировались самолеты ПО-2, часто выполнявшие, помимо прочих заданий, ночные разведывательные полеты, пришел приказ: проверить сведения партизан.

Летчик, старший лейтенант Георгий Дмитриевич Швачко, получил приказ вылететь в район Ропши. Вылетели вдвоем Григорий Дмитриевич и его штурман Петр.

Линию фронта прошли ночью под огнем противника: немцы обстреливали самолет из крупнокалиберных пулеметов. К счастью не попали.

Подошли к Ропше, прошли над ней. Ничего подозрительного. Только на трассе Ленинград – Новгород, проходившей недалеко от Ропши двигалось несколько автомашин. То ли заметив наш самолет, то ли услышав шум его двигателя, немцы остановили автоколонну и выключили фары. Ждали, пока ПО-2 улетит.

Швачко снижается на высоту в 200 метров, облетает Ропшу еще раз. Ни-че-го.

Принимает решение пройти к югу от Ропшы, вглубь территории занятой противником.

В нескольких километрах к югу от Ропши, где располагались несколько рощ, Швачко засек подле одной из них слабый луч света.

Пошел туда на бреющем.

Вскоре заметил между кустами и редкими деревьями странные темные пятна, к которым тянулась наезженная колея. Недалеко от пятен стояли укрытые брезентом грузовики.

Пришлось развернуться и вновь пойти на эти пятна, чтобы рассмотреть их получше. И тут по самолету ударили зенитные пулеметы. Отворачивая в сторону от заградительного огня, Швачко сбросил осветительную бомбу, и все стало на свои места. Внизу стояли тяжелые орудия, накрытые сверху маскировочной сеткой.

Можно было уходить.

Сначала Швачко повел самолет на восток, чтобы сбить немцев со своего курса, и лишь со временем свернул в сторону фронта. Для перехода линии фронта Швачко набрал высоту. Хотел перелететь фронт на максимально доступной высоте.

Немцы засекли самолет на подходе к линии фронта. Заработали зенитки и пулеметы.

И тут в ПО-2 угодил снаряд. Правое крыло снесло, будто его и не было. Сзади что-то горело.

Был бы не ПО-2, упали бы камнем. Но этот как-то держался в воздухе, плавно планируя к земле. Швачко упорно направлял его в сторону наших войск.

Сзади раздался крик штурмана:

- Командир, я горю!

Швачко оглянулся. На Петре горела одежда. Горела также задняя часть самолета. Штурман, недолго думая, выбросился из самолета с парашютом. Однако, едва парашют раскрылся, как его охватил огонь и Петр камнем улетел на землю.

-2

Швачко не стал повторять подобной глупости и остался в горящем самолете.

Он упорно держался за штурвал, пока не увидел, что самолет все-таки пересек линию фронта и оказался на нашей стороне. Направил ПО-2 на ближайший лесок. Самолет чиркнул по верхушкам деревьев и развалился.

Сильно пострадавшего, как от огня, так и от удара о землю, старшего лейтенанта вытащили из под обломков наши пехотинцы, которые видели, как падал самолет, и подоспели к месту падения.

Утром в медсанбате Георгий Дмитриевич нарисовал на карте точные координаты тяжелых орудий немцев.

Спустя несколько часов наша бомбардировочная авиация превратила этот район в груду земли и обломков металла.

На несколько дней обстрел Ленинграда был приостановлен.

Всего за войну Георгий Дмитриевич Швачко совершил более двухсот ночных вылетов. Считался лучшим разведчиком полка. Был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

После войны вернулся на Родину – в Ростов-на-Дону.

(Источник: Н. Вишняков, Б. Жидков)