В заметке "Когда все в порядке. Или..?" появился вопрос: может ли родитель не видеть, что с ребенком что-то "не так", или это невозможно. Расскажу пару случаев из практики.
Мальчик, 8 -9 лет.
На занятиях занимается чем угодно, но не занятиями, "не интересно". Ване (имя, естественно, изменено) не хочется учиться, ему хочется смешить одногруппников, хамить учителю и срывать занятия.
С мамой разговоры разговаривались неоднократно - и о том, что домашка не делается, и о том, что устно не отвечает. Мама кивала, обещала поговорить, но на следующем занятии все повторялось снова.
Мы с ним трюхались два года. Помогло только когда, под конец второго года, замучившись, учитель начала вызывать меня, я забирала его с урока и отдавала родителям - стал потише. Но в целом позиция мамы была примерно такая: вы все врете, он не может себя так вести, а если и может, то это он особенный, любите его таким, какой он есть.
Честно говоря, на третий год мы не сделали ничего, чтобы Ваня смог продолжить занятия, несмотря на заверения мамы в том, что он очень вырос и привык к учителю. Ну просто потому что семье надо работать с психологом в первую очередь, а материал наших занятий он и потом догнать сможет. Да и учителя жалко.
Девочка, 9-11 лет.
Кристина вредничает на занятиях, ест гуашь (реально, ест), эпотирует публику, как может. При этом домашка всегда сделана, уроки выучены, ходит на занятия, не пропуская.
Со мной по поводу поедания гуаши и закапывания мыла в глаза общался папа. Папа от поведения дочи был в ярости, требовал строгости по полной программе.
Мы строгости выдать не могли, потому что ребенок программу выполняет, а то, что у нее ранний пубертат начался - так это строгостью не решается. Психологами тоже, кстати, практически не решается, только понять, простить, переждать. Могли только держать его в курсе того, что Кристина вытворяет, чтобы... Ну, не знаю, не отравилась, что ли, этой несчастной гуашью?
На третий год ее перевели в очень сильную школу, к нам на занятия ходить возможности больше не было, хотя как раз ей были бы рады. С девочкой задружились, она, хоть и не занимается у нас больше, периодически забегает в гости. Пубертат к 13 годам отцвел, стала серьезная мадам.
И вот вроде два чем-то похожих случая, но в первом - педагогически запущенный ребенок с кучей сложностей в перспективе, с которым надо серьезно и плотно работать, а во втором - все наоборот, абсолютная норма. А родители думали наоборот.
Бывает еще, что родители стараются скрыть от педагога особенности ребенка, видимо, надеясь, что мы слепые и глупенькие и ничего не поймем, но об этом - в следующий раз.