Недавно посмотрела творение от кинокомпании Амедия под названием "Казанова", снятый на основе реальных событий и истории афериста под кличкой Ален Делон, который обманул 77 женщин. Не могу сказать, что сериал плохой — интересный сюжет, хорошие актеры, продуманные диалоги и атмосферность скорее дарят удовольствие нежели отторжение. Однако, я не я, если не копну глубже, в психологию.
В данном разборе речь НЕ пойдет об очевидных ляпах или нестыковках сюжета, таких как, каким образом Казанове-Игорю (Антон Хабаров) в советское время удалось так оперативно взять билеты на самолет и сесть ровно за Полиной (Светлана Ходченкова) с Сергеем, и это в разгар лета да из Сочи в Москву? Или что Тверь назвали Тверью, хотя в то время этот город назывался Калинин. Я всегда закрываю глаза на подобное, в конце концов это фильм.
Однако есть вещи, на которые закрыть глаза просто не удается.
Мое первое "не так" — это афера с Розой, заведующей рестораном в поезде. Для начала нам не показали, как именно Игорь склонил Розу на благосклонность, ведь с самого начала она ему на предложение составить ему компанию и отпраздновать день торгового работника, заявляет что-то вроде "много вас тут таких, празднующих". Но нет, просто пропустив такой важный момент нам следующим кадром показывают Игоря, Розу и всех официантов поющих под гитару в узком кругу. А далее и вовсе интимная сцена Розы и Игоря в его купе.
Нужно понимать, кто такие торговые работники в советское время. Как правило хваткие люди, часто — нечистые на руку, которые сами кого хочешь обведут вокруг пальца. Их как говорится, на мякине не проведешь. Но стоило Розе пасть в объятья Казановы, так она расслабилась и тут же денежки ему отдала? Не верю (с).
Мое второе "не так" — это фигура матери Полины. Опять нестыковки в психологии женщины. Весь фильм мать шпыняет дочь за любое ее действие, вне зависимости от того, правильно Полина себя ведет или нет . Ведь важны не действия дочери, а возможность ее постоянно тиранить. Недаром Роза дарит Полине машинку для сына и говорит "поставь мать на место", а Марченко — другая жертва Казановы, с которой Полина напивается в первой серии, советует последней с матерью разъехаться.
Но внезапно, в конце сериала, когда Полина признается в романе с Игорем, беременности и проблемах с работой, мать, вместо такого логичного для ее персонажа "а я же говорила", начинает ее утешать и показывать, как хорошо все, что с ней произошло. Мол и девочку пусть родит и в адвокаты работать пойдет. Не верю (с).
Мое третье "не так" — это чрезмерная романтизация аферистов. Окей, это не первый фильм или сериал, где нас создатели вынуждают испытывать положительные чувства к отрицательным героям. И я вполне понимаю опять же с точки зрения психологии откуда у женщин такая тяга к "плохим мальчикам".
Однако, мне совершенно нереальным и более того, вредоносным кажется идея о том, что этот аферист всех женщин в итоге оставил довольными, с измененными судьбами. Роза, заведующая вагоном-рестораном, в итоге купила квартиру, а деньги мол еще заработаю. Юная актриска поедет пробоваться в театр. У вдовы Екатерины в итоге нарисовались аж два жениха. Наталья, жена инженера, познала о глубине любви к мужу.
Даже Сергей, начальник Полины, подмечает, что мол все они довольны, и встретив очередную "благодарную" жертву даже не удивляется.
Но так ли благотворно на самом деле влияние Казановы на всех женщин? Смотрите сами:
- Элла, его подельница, в итоге оказывается преданной любимым мужчиной и, как минимум, в тюрьме
- Марченко, которая бросалась с моста, осталась одна, без работы, исключена из партии, жрет булки и пьет
- Наталья, которая "замяла дело" на мужа-инженера в итоге получила мужа в больнице, у него проблемы с сердцем, более того, не думаю, что он ей простит то, что она в нем усомнилась
- Екатерина, вдова с комплексом невесты, в качестве перспективного жениха показывает Полине фото мужчины, с которым она танцевала до знакомства с Игорем, и от которого, прямо скажем, нос воротила.
- Роза Львовна, нечистый на руку искусствовед, лишилась всех своих накоплений и так и не познала счастье любви, а только лишь горесть предательства
- Лариса, начальница колхоза, возвращается к своему абьюзеру, который еще не раз, я уверена, припомнит ей этот роман
- Поступит ли юная актриса в театры Москвы — не известно. Зато ее родители точно потеряли не только драгоценности, но и спокойный сон
- И наконец Полина осталась одна с ребенком от Игоря и призрачной надеждой на отношения с Сергеем-женоненавистником, с которым, напомню, отношения-то не клеились
Мне кажется, женщины, которые в фильме рассказывают, что Игорь прям открыл им новый мир и возможности, на самом деле обманывают сами себя, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре.
Но создатели фильма, и в отдельности актер, сыгравший Казанову, продолжают превозносить аферистов, восхищаться ими. Так, Антон Хабаров в интервью у Ивана Урганта рассказал про "гениального мошенника", переносит вину с мошенника на жертву и не скрывает восхищения действиями аферистов, называя того молодцом и гением! Это при том, что обманули пожилых людей, его бабушку и дедушку!
Открытый финал сериала, где все наказание Казановы лишь в том, что у него отбирают награбленное, не кажется мне справедливой концовкой, а наоборот, как раз таки шансом для "гения". Вот и Полина говорит ему о прощении матери и начале новой жизни, прежде чем отпустить его на все 4 стороны. В реальности же Алена Делона поймали и выдали высшую меру наказания. Живущие в советские годы еще помнят, что это значит.
А вы смотрели сериал? Что думаете о нем?