- Как у вас это получается? - с обидой в голосе спросила Лида, глядя, как ловко свекровь избавляет от косточек абрикосы и сливы. Маленькие ручки мелькали, как сухие листья, подхваченные внезапным порывом осеннего ветра - но в стремительных движениях этих рук была чуждая стихиям целенаправленность, железная воля и что-то еще, чего Лида никак не могла уловить... Ее собственные ладони с красивыми крупными пальцами рядом с крохотными руками бабы Насти казались ужасно неповоротливыми и медлительными, почти ущербными.
- А почему вы эту сливу отбросили?
- Дык она червивая...
- Откуда вы знаете? Вы ж ее не раскрыли? – Лида подозрительно осмотрела сливу со всех сторон, но не нашла никаких признаков порчи.
- Ну проверь.
Лида разломила сливу. Как есть – червивая.
- Вы, похоже, секрет какой-то знаете, - сверкнула она глазами на свекровь. – Может, вы колдовка?..
Баба Настя засмеялась – тихо, как будто про себя.
- Может, девонька, может...
По всему было видно, что такое предположение ее не обидело.
- Но чтобы червяка в сливе увидеть, колдовкой быть не надо.
- А что надо?
- Возьми сливу в эту руку. И в эту.
Свекровь, почти не глядя, сунула Лиде в ладони по крупной синей сливе.
- Закрой глаза. Сожми немного ладонь, левую. Глаза не открывай. А теперь правую сожми. Сильно не жми, легонечко!.. Чуешь? Нет? Еще раз левую. А теперь правую. Ну?..
Лида открыла глаза.
- Эта, кажись, помягче. И что-то… Есть в ней что-то вроде, - неуверенно пробормотала она, протягивая свекрови левую ладонь.
Та взяла сливу и разломила ее. Слива была чистая. Зато во второй обнаружился червяк. Лида сердито насупилась, а баба Настя снова засмеялась.
- Ничего, научишься. Это дело наживное. Научишься...
...На самом деле, у Лиды получалось неплохо. По крайней мере, намного лучше, чем у родной дочери бабы Насти. Та была "косорукая", а Лида, напротив, - "ухватистая", постановил свёкор, Авдей, понаблюдав однажды за работой двух женщин. Лида втайне порадовалась похвале, но виду, как всегда, не подала – только фыркнула и стала работать еще старательнее.
А работы было много. Баба Настя заготавливала фрукты и ягоду не только из своего сада, причудливо разросшегося вокруг бесчисленных сараев и мазанок обширного подворья. В разгар лета ей привозили яблоки, сливы, вишню и абрикосы. Привозили обычно поздно, когда уж стемнеет, поэтому первое время Лида не могла понять, откуда по утрам у порога летней кухни появляются мешки и корзины.
Но однажды вечером она выскочила во двор по острой нужде и чуть не заорала, столкнувшись с двумя незнакомыми мужиками, тащившими к летнице какой-то баул. Баба Настя семенила за ними, вроде как показывая дорогу, но мужики, по всему видать, и так ее знали – шли уверенно. Наутро оказалось, что в бауле были груши – спелые, янтарно-желтые, духмяные «дюшески». Лида сроду таких и не видела.
- Кто вам все это привозит? Фрукты все эти? – не выдержала она.
Целый день они со свекровью перерабатывали груши на прозрачные медовые цукаты. Под вечер руки от работы у Лиды болели так, что кричать хотелось, а баба Настя усталости, как будто и не чуяла. «Вот семижильная!», с завистливым восхищением подумала Лида, наблюдая, как легко порхает по летней кухне свекровь.
- Хорошие люди привозят, - безмятежно ответила та, легко поднимая десятилитровый котёл с кипящим сиропом. Вылила его на груши, поставила на место. Промокнула лоб чистым платочком.
- Мир, деточка, вообще на хороших людях держится, - ласково сказала баба Настя, пристально глянув на сноху. – Да только, боюсь, ты вряд ли когда-нибудь это поймешь...
- Ясно... А где же хорошие люди эти фрукты берут? - ехидно осведомилась Лида. В послевоенном голодном городе, испытывавшем острую нужду в самом необходимом, щедрая россыпь этих груш, их драгоценное золотистое сияние в потаенной полутьме старой кухни казались немыслимой, почти преступной роскошью...
Свекровь повернулась к Лиде, и та зачарованно вздрогнула – будто в самое нутро смотрит… Ну и старуха!..
Баба Настя усмехнулась.
- В хороших местах, деточка. В хороших местах...
Лида повела плечами, и магия исчезла. Словно стакан разбился – вдребезги...
Женщины вернулись к делам. В этот день они больше не разговаривали.
...А через неделю Лида торжественно объявила семье мужа, что беременна.
Тяжёлая, она все время хотела не как все нормальные бабы – кислого да соленого – а сладчайших грушевых цукатов, так что в тот год баба Настя их почти и не продавала. Убытку было много - цукаты делались по особому заказу для большого человека, вернее, для его столь же большой жены - ну да ничего не попишешь...
- Девку родишь! - смеялась свекровь, ласково глядя, как Лида горстью кладет в рот золотистые янтарные дольки.
И не ошиблась.
Грушевые цукаты: рецепт
Груши вымыть, высушить, очистить от кожуры. Разрезать вдоль на 4 части, опустить в подкисленную воду.
Залить кипящим сахарным сиропом (примерно 1 кг сахара на 2-3 стакана воды).
Перемешать, накрыть не слишком плотной тканью и оставить на 1 сутки.
На следующий день слить сироп, снова довести его до кипения и опять залить груши.
Проделать так минимум 3 раза.
В последнюю закладку можно добавить к грушам специи - например, ваниль и кардамон.
На конечном этапе довести сироп и груши до кипения, проварить слегка, до прозрачности, осторожно откинуть на дуршлаг, а когда стекут, отправить в сушилку или приоткрытую духовку при 50-60С.
Спустя несколько часов цукаты будут готовы.
Для хранения цукаты сложить в чистые горячие герметичные банки. Чтобы не слипались, их можно пересыпать сахарной пудрой (или сахарной пудрой 1:1 с крахмалом).
Предыдущая история:
Продолжение следует. Новые посты ищите по тэгу
#предпоследнийприют_кулинарныйроман
_____________________________
- Репосты в другие соцсети строго приветствуются.
#семья #семейные отношения #семейные истории #семейные тайны #истории из жизни #истории из жизни людей #история семьи #истории простых семей #история одной семьи