В 1871 году Клод Моне перебрался жить и работать в парижское предместье под названием Аржанте (или Аржантёй, если следовать современной общепринятой транскрипции).
Именно здесь, на цветущих берегах Сены, его талант раскрылся в полную мощь. То были семь чудесных лет, полных вдохновения, душевной гармонии и творческих успехов, давший неоценимый импульс развитию всего европейского импрессионизма.
Однако, сегодня мы бы хотели рассказать Вам, дорогой читатель, о том, какая удивительная судьба ожидала одно из чудеснейших полотен, созданных Клодом Моне в живописных окрестностях города Аржанте.
Итак. Ни для кого не секрет, что уже в начале XX века работы Моне стоили дорого. Баснословно дорого. Надо ли удивляться, что некий Дэвид Джоел, посетивший Музей и художественную галерею Норвичского замка (Англия) и поражённый красотою пейзажа кисти художника, не смог приобрести эту работу. Шутка ли: цена «Берега Сены в Аржантёе» составляла 500.000 фунтов! Каковы же были радость и удивление мистера Джоела, когда через пару лет он увидел эту же картину, но с «ценником», «похудевшим» до «каких-то» 40.000 фунтов! Не раздумывая ни минуты, герой нашего рассказа приобрёл полотно. И с той поры на долгие годы расстался со спокойной жизнью.
Видите ли в чём дело, дорогой наш читатель: уже десятки лет подряд ни одна картина Моне не выставлялась на торги, пока её подлинность не подтвердит семейство Вильденштейнов. Для справки: данный «клан» потомственных конезаводчиков, историков и арт-дилеров (помимо прочего) владеет компанией по купле-продаже произведений искусства XX столетия. И не какой-нибудь, а одной из самых влиятельных в мире.
С тех пор как глава означенного семейства опубликовал каталог произведений Клода Моне (а случилось это в 1974 году), лишь входящие в него картины официально признаются подлинниками кисти Моне. И никто (кроме выходцев из семьи Вильденштейнов) не имеет возможности вносить изменения в этот пятитомник.
Колоссальные возможности и обширные связи Вильденштейнов — не то, с чем можно шутить. Многие пытались — ни у кого не получилось. Ещё ни разу в жизни ни одна картина Моне, не значащаяся в «Каталоге», не была продана на аукционе. Зато посвящённым людям известен прецедент занесения в эти фолианты некоего полотна, которое в итоге оказалось подделкой...
Так вот. Господин Джоел написал о своей покупке арт-дилерам Вильденштейнам, предложив включить свою картину в каталог. На что получил решительный отказ с формулировкой «jamais». То есть: «никогда».
Но герой нашей истории не сдался. Более двадцати лет Дэвид пытался доказать значимость оригинала, не щадя времени и сил. Но всё впустую. Многострадальную картину отправляли на всевозможные исследования в разнообразные лаборатории и научные центры, считали красочные слои с помощью ультрафиолета и искали цветочную пыльцу, заручались экспертными оценками, и конечно же проводили спектральный анализ. Который однозначно подтвердил: картина «Берег Сены в Аржантее» — работа Клода Моне. Однако, позиция Вильденштейнов была непреклонна: извольте документально подтвердить, что данное полотно существовало при жизни Клода Моне, то есть была написана не позже 1926 года. Что же, Дэвид Джоел не отступился и в этот раз.
- Первым аргументом для высокой комиссии стала печать с надписью «Латуш» на обратной стороне полотна. Месье Латуш близко знал мастера и снабжал холстами (и красками) самого Клода Моне, а также ряд его друзей-импрессионистов. Для дотошных оппонентов, требовавших документальных подтверждений, в музее Мармоттан была запрошен оригинал счётной книги самого Моне. И в ней-таки есть прямое указание: художник действительно покупал холсты Латуша.
- Следующая деталь — багажный штамп французской железнодорожной компании, осуществлявшей сообщение между Парижем и Аржанте. Значимая деталь, указывающая на факт путешествия картины по указанному маршруту.
- И, наконец, на аверсе шедевра имеются инвентарные номера галерей, владевших картиной до 1926 года. В частности, при жизни Клода Моне работники галереи Жоржа Пети значили её под номером 5575.
- Самым же важным в стройной цепочке доказательств стал следующий факт: в архиве каирского музея хранится фотография «Берега...», которую сам художник направил покупателю перед заключением сделки.
А теперь, дорогой читатель, угадайте, что ответил экспертный комитет Вильденштейнов. Причём ответил в тот же день, когда получил «на руки» всю доказательную базу... Правильно: категорическое: «Нет». Потому что «эта картина — совсем не в стиле Моне». А сын основателя династии, Гай Вильденштейн (человек, на минуточку, 1945 года рождения) выразился ещё откровеннее. Мол, раз его отец при жизни не признал картину как подлинное творение Моне, значит и он скажет своё твёрдое «Нет». И не станет рассматривать никаких доводов в принципе.
Прошло много лет, но эта история всё ещё будоражит умы причастных и посвящённых. Позже власти города Парижа предъявили господину Гаю Вильденштейну обвинение в мошенничестве и отмывании денег, а окрылённый сим фактом мистер Джоел возобновил борьбу за доброе имя (и солидную стоимость) любимой картины в очередном французском суде. Но это, дорогой читатель, уже совсем другая история...
Если Вы захотите узнать ещё больше интересного о работах великих мастеров прошлого, которые Вам не расскажут ни работники музеев, ни просторы Интернета — просто дайте нам знать об этом в комментариях.
Автор: Лёля Городная.
🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Спасибо, что уделили время прочтению статьи.