Найти в Дзене
Читающим между слов...

Рэй Ги 礼儀 (этикет).

Оглавление

Однажды, переступая порог в традиционное додзё, новичок, чувствует себя неуютно и напряжённо из-за непривычных поклонов и многочисленных проявлений этикета. Тем не менее, каждый пункт этикета по своему происхождению связан с личной безопасностью и общим благополучием. Поэтому выполнение этих несложных правил, помогает сохранить атмосферу жизненно важную для изучения боевых искусств.

Рэй ги (этикет) - это выражение взаимного уважения внутри общества. Любое боевое искусство начинается с этикета, то есть с вежливости.
Рэй ги (этикет) - это выражение взаимного уважения внутри общества. Любое боевое искусство начинается с этикета, то есть с вежливости.

Чтобы управлять группой, движимой агрессивными инстинктами, и уберечь её от распада, необходимы определенные правила. Этикет и дисциплина, вероятно, родились в связи с такой необходимостью, и именно они - то и позволяют нормально функционировать этим правилам. Поединок, лишенный правил и этики, относится к животному миру, а не к миру будо.

Поклон имеет не только ритуальное значение - это упражнение внимательности и аккуратности. Пословица «Будо начинается и заканчивается этикетом» не означает слепое выполнение поклонов вначале и в конце занятия: само Будо - это вежливость, внимательность и аккуратность. Правила этикета не «добавлены» в Будо искусственно, они являются его неотъемлемой частью.

От участников кэйко требуется, прежде всего,

  • смирение (дзюдзюн 従順),
  • вежливость (тэинэи 丁寧),
  • доблестное поведение (юки 勇気).
  • Последнее подразумевает скромность (кэнкё 謙虚),
  • великодушие (канё 寛容),
  • сочувствие к другим (омоияри 思いやり),
  • готовность прийти товарищу на помощь.

Рэй( 礼 ) — выражается просто поклоном.


Но рэй объединяет в себе понятия воспитанности, вежливости, уважения, почтения, иерархии, признательности и благодарности.

Иероглиф «Рэй» 礼 (поклон) состоит из двух частей – «Симесу» и «Ютака». Симесу - божественный дух, который спускается на землю и поселяется в алтаре. Ютака - гора или жертвенная деревянная ваза, в которой находятся ёмкости доверху заполненные рисом и другими продуктами. Соединенные вместе, эти два элемента означаю алтарь, наполненный едой, перед которым во время праздников люди ожидают снисхождения божественного духа.

Ги( 儀 ) человек и порядок.

Изображает порядок или то, что является образцом для подражания. Таким образом, рэи ги — это то, что изначально управляет священным торжеством. Вполне вероятно, что этот смысл появился как результат общения между людьми, когда устанавливался церемониал, определявший иерархические отношения.

Морихэй Уэсиба (яп. 植芝 盛平 Уэсиба Морихэй, 14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) — создатель боевого искусства айкидо.
Морихэй Уэсиба (яп. 植芝 盛平 Уэсиба Морихэй, 14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) — создатель боевого искусства айкидо.
О Сэнсэй не переставал повторять: "Айкидо существует для того, чтобы определить истинное место трав, деревьев, птиц, млекопитающих, рыб, насекомых, всех вплоть до мельчайших букашек".

Если каждый будет знать свое истинное место, это значит, что каждый будет знать самого себя. И в самом деле, знать самого себя — это значит знать ту миссию, которую вам предопределило небо. Выполнить то, что предназначено вам небом, — это и означает подчиняться порядку, установленному в космосе; и в таком случае нет места ни колебаниям, ни противостоянию, и это устанавливает истинный мир в вашей душе. Если человек делает этот космический порядок моделью структуры человеческого общества и если он следует этому принципу в малейших своих действиях, то этим достигается то, что называется рэй ги-дзахо. Уважая эти правила, человек может возвыситься.

Этикет заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае устанавливать правильное равновесие.
Для того чтобы сохранять этот порядок, должна соблюдаться почтительность к учителю, правильное поведение по отношению к сэмпаю, правильный этикет по отношению к кохаю и дохаю.
Я думаю, что соблюдение этих правил является условием равновесия и выживания того сообщества, о котором идет речь.

Занятия традиционно начинается с команды «Моксо», что в переводе можно назвать молчание мыслей. Требуется сесть в позу «Ученика», успокоить тело и успокоить свой ум. Тело успокоить легче, это внешняя форма, мысли просто неукротимы. Существуют способы замедления внутреннего диалога, основанные на физиологии и психологии разработанные дзенскими монахами в монастырях и научно доказанные современной наукой. Но эта задача трудна даже взрослому человеку.

Важно пытаться это сделать, посмотреть на себя, как бы со стороны. Хорошо заметить, как это трудно, это уже будет прогрессом.

Остановка внутреннего диалога позволит появиться Мусуби.
Остановка внутреннего диалога позволит появиться Мусуби.

Наставник, ведущий занятие, генерирует после моксо цепочку заданий, которые найдут отклик в умах и сердцах учеников свободных от своего диалога. Сэнсэй начинает фразу, а ученик может её закончить, поскольку предвосхищает ход мыслей, такая взаимосвязь у нас в Айкидо называется «Мусуби».

Вежливость создаёт правильный настрой на занятиях. Вежливый человек располагает к себе, с ним хочется поддерживать отношения. Грубость отталкивает, ответная реакция на грубость закрыться.

С чего начинается вежливость … с внутреннего открытия себя. Вежливые люди легко уязвимы, но очень чувствительны и внимательны. Это то, что нужно для урока.

Досадно выпускать из себя накопленные драгоценные знания, если их никто не хочет забирать. Это всегда заметно, впитываются навыки или этому мешает закрытость и недоверие.

Для удержания вежливости нужна привычка и подходящая окружающая атмосфера.

Вежливость – когда говорят старшие, младшие слушают не перебивая. Тогда не требуется повышать голос и можно быть уверенным, что тихо сказанная фраза доходит до сердца каждого.

Вежливость перерастает в дисциплину, когда задания выполняются сразу и без промедления, потому что свои хотелки, желания и мысли были остановлены в моксо. Тогда можно давать сложные и рискованные задания и быть уверенным, что по первому же сигналу меня услышат и обязательно выполнят.

Последовательность известна…
Последовательность известна…

Моксо – вежливость – внимательность – дисциплина – терпение – труд – забота -….

Чаще я чувствую на занятиях у детей их струю энтузиазма, бьющую во все стороны фонтаном. Когда таких вихрей и ураганов много, они не слышат и не видят «учителей в форме камня у дороги», в виде двери неожиданно открывшейся, или такого же слепого без руля и правил.

Когда человеческие поступки регулируются посредством этикета, то возникает пространство, которое позволяет относительно легко справиться с эмоциями.

Этикет, направляя энергию, позволяет использовать ее в позитивном ключе и тем самым служит цели установления контроля над проявлениями человеческого "я", стремящегося отдаться животным инстинктам.

В религии, благодаря постоянному повторению сложных ритуалов, передающихся из поколения в поколение, эмоции естественным образом оказываются под контролем, и свободно развивается религиозное чувство. И это ощущают не только верующие, но и посторонние наблюдатели. Любое движение, выполняемое в соответствии со строгими правилами этикета, устанавливает контроль над агрессивностью, укрепляет стабильность духа и приводит в спокойствие.