Найти тему
Твоя Психея

SMART-цели: критерии эффективного планирования

Принцип SMART в постановке целей зародился еще в прошлом веке в сфере менеджмента. Он представляет собой технологию, позволяющую сформулировать цель, удовлетворяющую пяти критериям, которые повышают вероятность ее воплощения в жизнь. Сейчас этот принцип довольно широко популяризируется и используется для планирования как отдельными людьми, так и огромными организациями. Существуют разные трактовки расшифровки аббревиатуры SMART, воспользуемся одной из них.

Ph: Estée Janssens    Источник: https://unsplash.com/photos/aQfhbxailCs
Ph: Estée Janssens Источник: https://unsplash.com/photos/aQfhbxailCs

Цель должна быть:

  1. S - specific, конкретная;
  2. M - measurable, измеримая;
  3. А - attainable, достижимая;
  4. R - relevant, значимая;
  5. Т - time-bounded, ограниченная во времени.
SMART-принцип в постановке цели
SMART-принцип в постановке цели

Таким образом, получается определенный алгоритм:

  1. Цель должна быть сформулирована конкретно, а не абстрактно. Например, цель "стать богаче" - это не конкретная цель, понятие богатство - относительно, поэтому невозможно понять когда и как мы ее достигнем. Меняем на "повысить свой ежемесячный доход".
  2. В формулировании цели очень важно заложить ее измеримость, некоторые величины, параметры, к которым мы будем стремиться.
    Итак, к нашему примеру добавляем еще критерий: цель -
    "повысить свой ежемесячный доход на 10000 руб".
  3. Теперь нам надо подумать о достижимости этой цели, ее реалистичности, понять насколько это в наших силах.
    Например, мы осознаем, что поднять доход на 10 000 руб вряд ли получится и понизим планку до более реальных 5 000. Или мы рассудим, что у нас уже достаточно опыта работы, недавно мы повысили квалификацию, имеем богатое портфолио, что позволяет нам претендовать на повышение ЗП либо на имеющемся месте работы, либо найти новое, либо начать дополнительно "фрилансить".
  4. Следующий пункт - значимость цели. Иными словами, цель должна соответствовать нашим ценностям или потребностям, быть для нас важной, мотивировать и вдохновлять.
    В нашем
    примере размышления над оценкой этого критерия могут строится следующим образом: для меня зарабатывать больше денег - это возможность путешествовать по миру, исполнить свою мечту.
  5. И, наконец, цель быть ограничена во времени, т.е. соотносима с конкретным сроком. Это ощущение "дедлайна" (крайнего срока) заставляет принимать более активные действия для достижения намеченного результата.
    Например,
    "повысить свой ежемесячный доход на 10000 руб к январю следующего года".
Ph: Estée Janssens    Источник: https://unsplash.com/photos/aQfhbxailCs
Ph: Estée Janssens Источник: https://unsplash.com/photos/aQfhbxailCs

В русскоязычной литературе появился забавный аналог - принцип ВОДКИ. Цели должны быть:

  1. В - важными и вдохновляющими;
  2. О - ограниченными во времени;
  3. Д - достижимыми;
  4. К - конкретными;
  5. И - измеряемыми.

Можно сформулировать себе несколько разных целей, а эти пять критериев перевести в условную 10-балльную шкалу. Затем оценить каждую цель и соотнести их между собой, что поможет выбрать из них ту, что наиболее подходит и актуальная в настоящее время.

Данная технология широко используется успешными людьми и компаниями, доказав свою эффективность. Поделитесь, получилось ли у Вас применить данный принцип к своим целям?

Литература:
Борисова А. Н. Эффективный лайф-менеджмент. – СПб. : Антология, 2014. – 128 с.