Найти тему
Записки плохого официанта

О том, уместно ли напоминать гостям ресторана оставлять чаевые по QR-коду

Не так давно у нас в заведении, где сейчас работаю, был такой случай - моя коллега обслуживала стол, сидит пара: он и она, старомодные, то есть, разнополые.

Закончив есть, пить и наслаждаться главной известной Экзюпери роскошью, они попросили счёт, и моя коллега спросила, как бы они хотели рассчитаться - наличными или картой. И пошла за чеком и терминалом.

И вот они рассчитываются картой, а точнее - телефоном, и женщина говорит моей коллеге:

- А почему вы гостям не говорите, что вам можно оставить чаевые по безналу?

А на чеке это прямо указано, довольно большими буквами: "Безналичные чаевые". И QR-код.

Моя коллега говорит - да вот же, дескать, можно по коду оставить.

- Это да, - говорит женщина, - но вы не обращаете на это внимание гостей, и многие наверняка просто не замечают этого кода, не читают текст после "Итого", а налички сейчас с собой ни у кого нет. Почему не говорите, чтобы оставляли чаевые по безналу?

- Я вот в Канаде живу сейчас, - продолжает она, - и сама тоже первое время работала там официанткой. В Канаде знаете, как делается?

Когда гости рассчитываются, официант сначала пробивает в терминале свои чаевые, а уже после этого - оплату счёта. А чаевые у нас, как правило, 20% от чека.

Это необязательно. Гость имеет право не оставлять чаевые и просто оплатить счёт - это пожалуйста. Можно отказаться, обязаловки нет.

Также гость имеет право оставить не 20%, а, скажем, 15 или 10; достаточно попросить об этом официанта, и он исправит на терминале сумму.

Но обычно все оставляют 20% "по умолчанию", и никого это не смущает, не оскорбляет, не и т.д.

- Вам бы тоже оставляли больше, - выразила мнение женщина из Канады, - если бы вы прямо говорили своим гостям, что принимаете чаевые по QR-коду. Потому что, в самом деле, многие его, скорее всего, и не видят.

Моя коллега рассказала нам об этом случае следующим утром, когда у нас было 20 минут свободного времени перед открытием заведения.

Я припомнил, что приблизительно то же самое было в московской пекарне "Хлеб насущный", где официант - точно как рассказывала женщина - сперва попросил оставить чаевые (сумму я должен был набрать сам), а после этого - оплатить счёт. Можно отказаться, обязаловки нет.

Другая официантка сказала, что такая же система в одной из казанских кофеен Coffee Bean: там ты тоже сперва должен оставить чаевые, а только после этого оплатить своё замечательное кофе капучино с корицей погорячее. Если не хочешь оставлять чаевые - жмёшь красную кнопку отказа, терминал автоматически переходит к оплате собственно счёту. Можно отказаться, обязаловки нет.

Никто из наших официантов, а нас в то утро было 5-6 человек, не додумывался до таких штук. Мы всегда относимся к чаевым как к бонусу, получение которого целиком и полностью должно быть неким таким волшебством, напоминать о котором - примерно то же самое, как напоминать любимому человеку о подарке тебе на Новый Год.

Само собой, мы никогда не пытались получить от гостя деньги (чаевые) раньше заведения (закрытого счёта).

Мы выразили мнение, что такая практика - стрёмная практика, и нам не подходит. Я бы от себя добавил только слово "пока".

Да, сейчас мы так не делаем и не собираемся делать. Повторюсь, когда гость оставляет чаевые исключительно и только по своему желанию - это кайф и драйв совсем иного уровня, нежели когда он оставляет их после напоминания.

Я помню только одного коллегу, который делал вот что: когда гость оплачивал счёт, этот мой коллега брал в руки чек, который гость только что оплатил, красиво выпрямлял его, клал прямо перед гостем таким образом, что QR-код оказывался точно в поле его зрения и говорил что-то вроде: "Вот Ваш чек и мой QR-код".

Уверен, в будущем кто-то из казанских заведений посмелее и понаглее первым введёт такую практику, чтобы сперва официанту чаевые - ну, пусть не 20, но хоть 10 почти что гарантированных процентов - и первые гости этого заведения, конечно, посудачат об этой неслыханной наглости, но потом-то привыкнут. А следующее поколение и вовсе не будет знать, что раньше было по-другому.

А официанты того первого заведения снимут все сливки. Это если бы с каждого стола почти гарантированно 10% чаевые - да разве я бы тратил время на "Дзен", а кто будет собственный остров обустраивать?