Авиакомпания "Авиалинии Дагестана" прекратила полёты в декабре 2011 года. Всё, что осталось от перевозчика - несколько самолётов Ту-154 и Ту-134 - сейчас стоят на хранении в аэропорту Махачкалы. И лишь один самолёт остался в Минеральных Водах. Об этом Ту-134 с бортовым номером RA-65569 и пойдёт речь дальше.
Самолёт был выпущен в 1980 году и с завода поступил в рижский объединённый авиаотряд. Тогда лайнер носил регистрацию СССР-65700. После развала Советского Союза рижский ОАО стал авиакомпанией "Латавио", а самолёт получил новую регистрацию - YL-LBH. Кстати про ещё один рижский Ту-134, долго время простоявший на территории бывшего Ходынского поля в Москве, у меня есть отдельный пост.
В 1993 году самолёт оказался другой латвийской авиакомпании - Smartlynx Airlines, специализировавшейся на чартерных рейсах. Спустя 4 года Ту-134 отправился в другую постсоветскую страну, войдя в состав флота грузинской авиакомпании "Сухумские авиалинии", не имевшую отношения ни к Сухуму, ни Абхазии. Здесь борт получил новую регистрацию - 4L-AAB.
Российскую регистрацию RA-65569 самолёт получил в 1999 году и тогда же начал выполнять рейсы для российской авиакомпании "АвиаэкспрессКруиз". Спустя 3 года лайнер пополнил флот авиакомпании "Авиалинии Дагестана".
Весной 2007 года возобновилась работа аэропорта в Грозном, более 10 лет не обслуживавшего пассажирские рейсы. Свою авиакомпанию в Чечне тогда создать ещё не успели ("Грозный-Авиа" приступила к полётам только в 2008 году), поэтому на маршруте Грозный-Москва работали "Дагестанские авиалинии". Главной рабочей лошадкой на этом направлении стал борт 65569, которому на фюзеляж нанесли надпись "Вайнахавиа" и флаг Чеченской республики. В таком виде самолёт пролетал до 2009 года.
Крайний полёт самолёт совершил в июне 2011 года, перелетев в Минеральные Воды для продления ресурса. Здесь Ту-134 и застало банкротство авиакомпании.
Но с прекращением полётов "Авиалиний Дагестана" история бортов уже бывшей авиакомпании не закончилась. В середине 2010-х самолёты захотели вернуть в собственность республики Дагестан, причём обязательно в технически исправном состоянии. Представители авиакомпании ремонтировать самолёты отказались, не имея на это средств (работы только по одному из самолётов Ту-154 оценивались почти в 400 млн рублей) и предложили забрать самолёты в текущем состоянии. Минимущества Дагестана, в свою очередь, самолёты принимать отказалось и суд по этому делу растянулся на несколько лет.
Что касается Ту-134 RA-65569, то его восстановление было признано нецелесообразным, ведь стоимость ремонта превышала стоимость самолёта. При этом ещё в 2012 году лайнер признали негодным к полёта, чётко обозначив его дальнейшую судьбу - утилизация. Так что всё, что сейчас удерживает борт 65569 от порезки - это продолжающееся судебное разбирательство.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Instagram.
Материалы по теме:
Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей
Судьба самолёта: история Ан-22 СССР-09334
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Тигролёт: история самого необычного самолёта в России
Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus
Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA