Советское правительство всеми силами пыталось скрыть столкновение 2-х самолетов Ту-134, но эта история все равно просочилась в массы из-за своих шокирующих подробностей. Хотите узнать, как за одно мгновение погибли 178 человек, в том числе и 17 членов футбольного клуба Узбекской ССР “Пахтакор”? Тогда все подробности этой трагедии вы найдете в этой статье.
11 августа 1979 года молдавский самолет ТУ-134А выполнял рейс Челябинск — Воронеж — Кишинев, в то время как белорусское судно такой же модели летело по маршруту Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск. Погода была не идеальной: в небе витали объемные кучевые облака, наблюдались грозовые очаги.
Несмотря на негативные погодные условия, 2 самолета продолжали выполнение рейсов, но в какой-то момент произошло неожиданное – белорусский лайнер почти под прямым углом врезался молдавский и разрубил его на несколько частей. Как такое могло быть возможным, если любое действие пилотов регламентировано авиадиспетчерами? Разбираемся в этом далее.
Главными виновниками “встречи” 2-х ТУ-134А в воздухе являются диспетчеры Харьковского центра управления. 21-летнему Николаю Жуковскому, достаточно неопытному диспетчеру, отработавшему всего несколько смен поручили контролировать один из самых сложных секторов. При этом за его работой следил другой более квалифицированный диспетчер Владимир Сумской, которому на тот момент было 28 лет.
Здесь и скрывается фатальная ошибка руководства. За стажером должен был наблюдать старший смены или руководитель полетов, но уж точно не просто более опытный диспетчер, который ни один раз получал выговоры от руководства за качество исполнения рабочих обязанностей.
Помимо погодных условий ситуация осложнялась и тем, что перелеты по одному из самых оптимальных и часто используемых эшелонов был приостановлен, поскольку он был выделен для литерного рейса “А” из Москвы, то есть летело какое-то высокопоставленное лицо. Предполагается, что это был друг и “правая рука” Леонида Брежнева Константин Черненко, который летел погостит у него в Крыму.
И всю эту кашу пришлось расхлебывать юному, неопытному Николаю Жуковскому.
Жуковский рассчитал все так, что оба лайнера должны были пройти одну и ту же точку с разницей в 3 минуты, однако по перерасчетам Сумского разница составляла лишь 60 секунд, так что он немедленно принялся за исправление ошибок. Белорусскому лайнеру он приказал переместиться на высоту 9000 метров, а Ил-62, который неожиданно тоже стал участником тех событий, должен был набрать высоту 9600 метров. Но как всегда все пошло наперекосяк…
Как оказалось самолет, следовавший в Минск, не получил сообщения из-за помех в эфире и продолжал лететь по прежней траектории. В ответ на приказ Сумского по ошибке ответил пилот Ил-62, а не белорусского ТУ-134А.
По итогу на села Куриловка, Елизаветовка и Николаевка стали падать обломки самолетов, изувеченные тела пассажиров, порванная одежда, сумки. Уже через несколько часов место происшествия было оккупировано военными. Дело так бы и осталось засекреченным, если бы не одна важная деталь – на борту молдавского судна летела футбольная команда, которая должна была участвовать в матче чемпионата СССР. Все билеты были раскуплены, а игроки так и не появились, поэтому государству пришлось поделиться подробностями инцидента с народом.