Найти тему
С Богом по жизни

БОЖЕ, ДАЙ НАМ ВОЖДЕЙ

Крик современности: “Боже, дай нам вождей!” все тот же, говорим ли мы о правительстве, доме или церкви. Когда мы говорим о трудностях, с которыми сталкивается народ, мы спрашиваем: “Где же честные люди? Где настоящие вожди?” Когда мы с отчаянием думаем о современных проблемах семьи, мы делаем вывод: “Мужчина не является сейчас главой семьи, особенно, в духовных делах”. Когда мы обсуждаем проблемы, с которыми сталкивается Господня церковь, мы неизменно приходим к выводу, что, если бы у нас были руководители, угодные Богу, они смогли бы справиться со всем этим.

Эти проблемы существуют во всем мире. Когда мы встречаемся с теми, кто много путешествует, разговор непременно сводится к острой необходимости в хорошем руководстве. Это всеобщий вопль: “Боже, дай нам вождей!”

Потребность в хорошем руководстве не является новой или присущей только этому веку. Нехватка вождей Божьей милостью существовала во все века. Так было и в то время, когда умер Саул, и Давид стал в царем. Когда Саул умер в битве с филистимлянами, Давиду открылся путь к трону. Чего мы не видели - так это разрушительного результата поражения для народа Израиля.

Еще до фатальной битвы с филистимлянами не все было спокойно в Израиле. Сорок лет безответственного и неверного правления Саула истощили страну политически, экономически и духовно. Постоянное возвышение им своего собственного племени разделило страну. В своем психически болезненном преследовании Давида он пренебрегал национальными интересами. Он убил священников, вынудив первосвященника искать защиты у Давида. И как итог, армия Израиля потерпела полное поражение от филистимлян, а Саул и его сыновья были убиты. 1 Цар. 31:7 рассказывает о последствиях этого поражения:

«Израильтяне, жившие на стороне долины и за Иорданом, видя, что люди израильские побежали и что умер Саул и сыновья его, оставили города свои и бежали, а филистимляне пришли и засели в них».

Многим в наше время трудно представить себе, что это значит, когда чужой народ захватывает твою землю, убивает президента и других руководителей, порабощает страну. Вот как описывает то, что случилось с Израилем, У.Ф. Келлер:

“Весь народ... был раздавлен железной пятой врага. Безжалостные филистимские правители захватили много прекрасных городов. Их сила и власть простерлась над большей частью территории, которой раньше управлял Саул. Итак, теперь Израиль страдал как народ, разъединенный войной и побежденный в битве”.

Никакой другой народ не нуждался в вожде более, чем Израиль, когда Давид взошел на трон.

Этот урок посвящен первым испытаниям Давида-царя. Текст из Библии включает 2 Цар. 2-6; 23, дополненный 1 Пар. 11-14. Видя, как Давид справился с трудностями с Божьей помощью, возможно, мы поймем, какое руководство нам сейчас так необходимо.

МУДРЫЕ ВОЖДИ - ЭТО ЛЮДИ С ХАРАКТЕРОМ (2 Цар. 2:1-7)

Израиль нуждался в правителе, но стране нужен был не лишь бы какой вождь. Чтобы руководить истерзанной и кровоточащей страной, требуется твердый, чуткий, Божий человек. Бог готовил такого человека тридцать лет - в одиночестве пастушьей жизни, в блеске дворца и в невзгодах пустыни.

Первое требование к вождю, что он должен быть человеком чести. Руководство начинается не с того, что делает вождь, но с того, что он собой представляет. В начале 2 Царств мы познакомились с некоторыми чертами характера Давида. Он оплакивает смерть Саула и сочиняет плач в его честь (2 Цар. 1:1-27); Давид был достаточно зрелым, чтобы не таить зла против Саула. Мы видим, как Давид вопрошает Бога, следует ли ему возвращаться в города Иудеи (2:1-3); он был достаточно зрелым, чтобы искать руководства у Бога.

В 2:1 Бог велел Давиду перебраться в Хеврон. Хеврон был одним из самых выдающихся городов Иудеи. Именно здесь Авраам купил кусок земли, где и похоронил свою возлюбленную Сарру. Когда армия Иисуса Навина захватила эту землю, Халев предъявил права наследства на Хеврон.

В Хевроне Давид в возрасте тридцати лет был признан царем в первый раз. “И пришли мужи Иудины, и помазали там Давида на царство над домом Иудиным” (2:4). Обратите внимание на то, что только вожди племени Иуды признали Давида царем. Последующие семь с половиной лет Давид правил только одним племенем - домом Иудиным.

Как только Давид был коронован, его характер сразу же подвергся испытанию. Мужи Иудины сказали новому царю: “Жители Иависа Галаадского погребли Саула” (2:4).

Когда филистимляне обнаружили тело Саула и его сыновей, они отрубили им головы и повесили их тела на стене Беф-сана. Беф-сан располагался в северно-центральной части Палестины. Филистимляне проникли глубоко на израильскую территорию. Слухи об их зверствах достигли Иависа Галаадского, языческого города с сильными связями с племенем Вениаминовым и Саулом. С большим риском люди Иависа Галаадского отправились в Беф-сан и под прикрытием темноты забрали тела и отнесли их в Иавис Галаадский, чтобы с честью похоронить.

Как должен был Давид отреагировать на такое сообщение? Должен ли он был проигнорировать его или ответить? Если ответить, то как? Не забывайте, что люди из Иависа Галаадского были фанатично преданы Саулу. Ответом Давида была протянутая рука дружбы. Давид знал: чтобы Израиль мог возродиться, надо забыть навсегда прошлое; он также знал, что, как помазанник Божий, он должен взять это на себя. Он послал в Иавис Галаадский людей для выражения благодарности за их смелый и благородный поступок. Это было его первым официальным действием в качестве царя.

МУДРЫЕ ВОЖДИ БЕСПОКОЯТСЯ О ЕДИНСТВЕ (2 Цар. 2:8-3:1, 6-13, 17-21)

Вождь должен ясно представлять, что от него требуется. Ему нужно выработать первостепенные задачи для достижения своих целей. Затем ему нужно не отступать, пока эти цели не будут достигнуты.

Благословение Давидом людей из Иависа Галаадского означает то, что Давид усматривал первейшую задачу в залечивании старых ран и в объединении людей. Они не смогут противостоять своему общему врагу, филистимлянам, до тех пор, пока не объединятся. Кроме того, пока они разделены, между ними и Богом будет стоять барьер. Не смогут они также и расти и процветать до тех пор, пока не станут одним целым. Великая песня Давида начинается словами: “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” (Пс. 132:1). Единство было первым вопросом на повестке дня у Давида, как и у всех вождей Божьей волей.

Это вовсе не означало, что дорога к единству была гладкой, тенистой и покатой. Не всякому нужно единство. Многие говорят, что они его желают, но это не так. Когда-то я верил их словам. Позднее я обнаружил, что многие желают разделения, а некоторые даже активно способствуют разделению в своих личных целях.

Главным препятствием для Давида на пути к единству был Авенир. Как военачальник Саула, Авенир был героической личностью для побежденных и рассеянных по стране израильтян. На севере уже зарождалось движение за то, чтобы сделать Давида царем, и в то время Авениру легко удалось бы организовать поддержку северного Израиля за спиной у Давида. Вместо этого, Авенир приступил к осуществлению собственного плана.

Авенира трудно понять. Во многих случаях это человек, достойный восхищения. Он был смелым, способным военным руководителем, исступленно преданным своему хозяину. После его смерти Давид назвал его “вождем и великим мужем... в Израиле” (2 Цар. 3:38). Авенир, к тому же, знал, что Бог отверг Саула и выбрал Давида следующим царем.

Тогда почему же Авенир не поддержал Давида? Возможно, из-за неверно понимаемой преданности памяти Саула. Но также возможно (и так думают многие), что Авенир был полон эгоистического честолюбия. В 3:6 отмечено, что, “когда была распря между домом Саула и домом Давида, Авенир поддерживал дом Саула”. А в Современном Переводе: “Пока дома Саула и Давида враждовали между собой, Авенир становился более и более влиятельным в доме Саула”. Авенир был родственником Саула, это заставляет думать, что он сам надеялся занять трон.

Каковы бы ни были причины, Авенир несет ответственность за кровавую гражданскую войну в Израиле, которая продолжалась долгие годы, тогда как он постоянно провоцировал стычки с армиями Иудеи. Во 2:12-32 мы читаем об одной из таких битв. Авенир и его люди встретили Иоава с отрядом у прекрасного Гаваонского пруда, в нескольких километрах к северу от Иерусалима. С Иоавом были два его брата, Авесса и Асаил, все они были племянниками Давида. Вместо общей битвы, Авенир предложил нечто подобное поединку Давида с Голиафом: чтобы по двенадцать человек с обеих сторон встретились и сразились врукопашную. Немного времени прошло, однако, и они “пали вместе,” а затем последовало обычное сражение. Иоав и его войска одержали убедительную победу. Иоав потерял только 20 человек, в то время как Авенир потерял 360 (2 Цар. 2:31).

Когда Авенир и его армия побежали, брат Иоава Асаил, замечательный атлет, быстрый, как газель, начал преследовать Авенира. Авенир, старый воин, не хотел убивать молодого человека, и стал умолять его остановиться (2:22), но тот не слушал. Тогда Авенир повернул копье и поразил Асаила (2:23). В Современном Переводе: “Авенир обратной стороной своего копья поразил его в живот” (2 Цар. 2:23). Вполне возможно, что Авенир неожиданно воткнул свое копье в землю тупым концом вниз, а Асаил не смог сразу остановиться и напоролся на другой его конец. Эта трагическая сцена приостановила погоню, дав Авениру возможность перегруппироваться. Когда Иоав и другие догнали Авенира, он и его люди уже заняли боевую позицию. Авенир убедил Иоава в бесполезности дальнейшего кровопролития, и обе стороны вернулись домой.

Замысел Авенира, направленный на приведение племени Иуды в подчинение северным племенам, потерпел неудачу, потому что Бог был с Давидом. В 3:1 мы читаем: “И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым, Давид все более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал”.

Через пять с половиной лет Авенир изменил тактику. Он посадил одного из сыновей Саула на трон, сделав его правителем над северными племенами.

«Но Авенир, сын Ниров, начальник войска Саулова, взял Иевосфея, сына Саулова, и привел его в Маханаим, и воцарил его... над всем Израилем. Сорок лет было Иевосфею, сыну Саулову, когда он воцарился над Израилем, и царствовал два года...» (2:8-10).

Здесь в первый раз мы читаем, что у Саула был сын по имени Иевосфей (или Ешбаал). Он, по-видимому, был моложе трех сыновей Саула, которые погибли в битве. Каким-то образом ему удалось избежать судьбы своего отца и трех старших братьев на горе Гелвуйской. Так как Иевосфей был слабой личностью, он, вероятно, не пошел на бой.

Иевосфей просидел марионеткой на троне два года, в то время как реальная власть была у Авенира. Такое положение могло продолжаться вечность, и Давид не смог бы объединить страну. Неожиданно, однако, события приняли драматический оборот. И снова можно увидеть руку Божью в делах человеческих.

Однажды Иевосфей обвинил Авенира в том, что тот вошел к одной из наложниц царя. Посягать на наложниц царя было равнозначно посягательству на весь гарем и, следовательно, на трон. Иевосфей обвинил Авенира в измене. Авенир был взбешен:

«...Разве я - собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины... Отниму царство от дома Саулова и поставлю престол Давида над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии» (3:8-10).

Возможно, со стороны Авенира воцарение им Иевосфея явилось жестом отчаяния, попыткой возродить угасающую надежду на создание северного палестинского царства путем объединения людей вокруг сына Саула. Когда же Иевосфей обратился против него, Авенир, очевидно, решил, что дело погибло. Волевой старый воин решил извлечь хоть что-то из сложившейся ситуации. Он послал к Давиду своих людей, предлагая оказать ему поддержку.

Можете себе представить, как удивился Давид? Должно быть, каждый вечер Давид обращался к Богу: “Господи, как долго это будет продолжаться, день за днем брат убивает брата?” И вот, когда, казалось, войне не будет конца, неожиданно приходит мирное предложение от Авенира, человека, от которого Давид ожидал этого меньше всего. Не удивительны ли пути Господни?

Давид ответил на предложение Авенира с осторожным энтузиазмом. Авенир пришел в столицу Давида в Хевроне. Воздух, должно быть, сгустился от напряжения, когда Авенир и Давид стали лицом к лицу после стольких лет враждебности. Давид, желая мира, справился с ситуацией прекрасно. Он повел Авенира и его людей в комнату для празднований, где был приготовлен изумительный пир. Мудрые правители знают, что проблемы чаще решаются за обеденным столом, а не за столом споров.

Мирная конференция проходила хорошо. Наконец, Авенир сказал Давиду: “Я встану и пойду, и соберу к господину моему царю весь народ Израильский; и они вступят в завет с тобою, и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя” (3:21). Вскоре Авенир отправился убеждать северные племена. “И отпустил Давид Авенира, и он ушел с миром” (3:21). Спустя годы жестокой гражданской войны, объединение становилось реальностью.

МУДРЫЕ ВОЖДИ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСАМИ (2 Цар. 3:22-37)

Если бы это была волшебная сказка, я бы сказал, что спустя несколько недель пребывания среди северных племен Авенир привел их в Хеврон, чтобы воцарить Давида над всем Израилем. Но жизнь - не волшебная сказка, и дорога к единству не так проста, как организация банкета для старого врага. Возникают неожиданные повороты и заторы на пути; иногда приходится отступать и идти другой дорогой. Вожди должны быть готовы к неожиданностям, они должны быть готовы принимать быстрые решения.

В следующих нескольких стихах 2 Цар. 3 рассказывается о том, что Иоава не было в Хевроне, когда Авенир посещал Давида; Иоав и его люди были в военном походе. Очевидно, Иоав вернулся вскоре после отъезда Авенира. Когда он услышал, что Давид “расстелил красный ковер” для Авенира и затем отпустил его с миром, Иоав был вне себя. Он ворвался в тронный зал и начал доказывать царю, что мотивы Авенира были дьявольскими, что он приходил, как шпион. Иоав намекал, что Давид должен был воспользоваться случаем, чтобы заманить и схватить Авенира.

Иоав всегда создавал проблемы для Давида (2 Цар. 18:5, 14; 3 Цар. 2:5, 6). С одной стороны, он был замечательным воином, бесстрашным вождем, вдохновлявшим людей, готовым умереть за царя. С другой стороны, он был эгоистичен, мстителен и часто непокорен, не обладал высокими духовными качествами. У всех вождей есть свои Иоавы: незаменимые люди, с которыми так же трудно жить, как и без них. Успех вождя часто зависит от того, как он справляется со своими Иоавами.

Потребовалось семь лет, чтобы достичь того момента, когда показалась надежда на объединение. Менее, чем за час, Иоав разрушил все достигнутое. Уйдя от Давида, Иоав послал гонцов за Авениром, который был еще недалеко, несомненно, сказав, что Давид снова хочет его видеть. Авенир, ничего не подозревая, сразу же вернулся. Иоав встретил его и отвел в сторону, “чтобы поговорить с ним тайно” (3:27). Пока Авенир ожидал послания от Давида, Иоав вонзил свое оружие глубоко ему в живот, и Авенир умер так, как умер брат Иоава.

В одном из уроков о Давиде мы высказали мысль, что “когда сердце требует мщения,” следует остановиться и подсчитать цену. Иоав отомстил, но цена была непомерно высока. Ситуация стала хуже, чем была до того, как Давид и Авенир встретились. Когда Давид услышал о том, что случилось, он понял, что пройдет немного времени, и распространится слух о том, что Авенира заманили в Хеврон, чтобы убить. Люди станут говорить, что Давиду нельзя доверять. Было похоже, что безбожная жажда мести Иоава разрушила всякую возможность какого-либо объединения севера и юга.

В такие моменты и проявляются настоящие руководители. Реакция Давида на эту катастрофу показывает, что Бог выбрал его не только за его благочестие, но также за чутье в потенциально опасных ситуациях. Обратите внимание на то, что сделал Давид, чтобы предотвратить трагедию.

Первое, он сразу стал действовать. В кризисных ситуациях время играет существенную роль. Многие из нас медлят, надеясь, что все само собой устроится, но такое бывает редко. Настоящие вожди действуют, и решительно.

Второе, Давид немедленно снял с себя всякую личную ответственность за этот подлый поступок (3:28). Само по себе это мало что значило, но это требовалось сделать.

Третье, он публично обвинил Иоава за содеянное, освободив его от его должности в армии, и проклял Иоава и его дом. Мы можем удивляться, почему наказание Иоава не было более суровым. Но казнь Иоава разъединила бы собственные ряды Давида. (Следует отметить, что в дальнейшем Иоава все-таки казнили. В списке его преступлений называлось и покушение на Авенира [3 Цар. 2:28-34]). Многие в Иудее, несомненно, считали, что Иоав поступил правильно. И опять же, в те дни проклятие не считалось “легким наказанием”. И, наконец, Давид применял на практике с таким трудом приобретенное знание: некоторые вещи нужно передавать в руки Господа. “Пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его!” (3:39) - решил он.

Четвертое, он установил национальный день скорби и похоронил Авенира со всеми почестями в Хевроне. Давид возглавлял своих начальников в процессии перед похоронными носилками. Они шли не в царской или военной одежде; напротив, Давид приказал им надеть “вретище” (дерюгу). Даже от Иоава потребовали, чтобы он надел такую одежду в честь Авенира. На похоронах Давид в своем грубом платье произнес плач по Авениру, как он это сделал для Саула. Еще раз Давид проявил великодушие и желание, чтобы воцарился мир. “Вождь и великий муж пал в этот день в Израиле” (3:38).

Пятое, Давид продемонстрировал искреннее горе. Он не только плакал, он также отказался принять участие в поминках. Позвольте мне подчеркнуть, что горе Давида не было поддельным, это не был дипломатический жест. Давид открыл для себя в земле филистимской, что рано или поздно (обычно рано) мы сами попадаемся в ловушку собственного обмана. Проходит время, и обман обнаруживается. Давид произвел впечатление на людей потому, что его скорбь была искренней, его сердце сжималось из-за безвременной и недостойной смерти великого человека.

Каков же был результат решительных и мудрых действий Давида? А таков, что людям понравилось, как вел себя Давид, они убедились, что он непричастен к гибели Авенира.

Каждому правителю нужна смелость и мудрость. Вождь от Бога знает, что он имеет преимущества, приближаясь к Богу. В Книге Иисуса Навина мы читаем:

«Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано, тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Будь тверд и мужествен... ибо с тобой Господь, куда ни пойдешь» (Иис. Н. 1:7-9).

Самый мудрый человек в Ветхом Завете сказал, что мудрость приходит от познания и исполнения воли Божьей (Прит. 1:1, 2; 2:2 и т.д.). Иаков сказал: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога” (Иак. 1:5).

Да напитаемся мы сущностью Божьей и да познаем цели Его через изучение Библии и молитвы. Тогда же, когда наступит кризис, мы сможем действовать смело.

МУДРЫЕ ВОЖДИ НЕ СКРЫВАЮТ СВОИХ СЛАБОСТЕЙ (2 Цар. 3:38, 39)

Давид сделал еще кое-что, что понравилось людям. Он признал свои недостатки. Обратите внимание на 3:38, 39: “И сказал царь слугам своим: ...Я теперь слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи [то есть Иоав и его братья], сильнее меня...” Хотя Давид отрицал собственное участие в смерти Авенира, он знал: в каком-то смысле он несет ответственность за своего подчиненного. Давид говорил: “Если бы я был силен как вождь, каким я должен быть, то Иоав и его единомышленники никогда бы не осмелились сделать такое”.

Я ценю лидеров, которые, когда что-то не получилось, не ищут козла отпущения, а взваливают на себя свою долю (а иногда и более) вины, будь то тренер, чья спортивная команда проигрывает, когда должна была бесспорно выиграть, либо политический деятель, принявший губительное решение в результате неточной информации, поступившей от подчиненных, либо старейшины в общине с проблемами. Как правило, люди более склонны предоставить второй шанс тому, кто признается в своих ошибках, чем тому, кто явно виноват и при этом отрицает всякую свою ответственность.

Давид не лишился уважения своих сторонников, когда признался в своих недостатках, наоборот, он завоевал их уважение. Давид впитал в себя тот дух, о котором писал Павел во 2 Кор. 12:9, 10:

«Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах... ибо когда я немощен, тогда силен».

Тот лидер ненадежен, который не может признаться в своих несовершенствах. Настоящие вожди достаточно уверены в себе, чтобы признать свои недостатки, и достаточно сильны, что могут признаться в своих ошибках.

МУДРЫЕ ВОЖДИ НЕ ТЕРЯЮТ УВЕРЕННОСТИ, ДАЖЕ КОГДА ПРИХОДИТ ПОРАЖЕНИЕ (2 Цар. 4:1-5:5; 1 Пар. 11:1-3; 12:23-40)

Как только Давид отвел несчастье, связанное с убийством Авенира, на горизонте замаячила более серьезная катастрофа. Два брата, военачальники войска Иевосфея, прослышав о смерти Авенира, придумали ужасный план завоевания благосклонности Давида. Они пришли к дому Иевосфея во время полуденного сна, когда все отдыхали. Беспрепятственно войдя в спальню царя и убив его, они отрубили его голову, а затем всю ночь были в пути, чтобы прийти к Давиду.

Когда они показались на ступенях дома Давида с головой Иевосфея в руках, они обнаружили, что ошиблись в своей оценке человека, который вскоре должен был стать царем над всем Израилем. Снова потребовалось быстрое решение, иначе мгновенно разнесся бы слух о том, что Давид был замешан в государственном перевороте. Давид напомнил братьям о наказании, понесенном амаликитянином, который принес весть о том, что он убил Саула, добавив: “То теперь, когда негодные люди убили человека невинного в его доме на постели его, неужели я не взыщу крови его от руки вашей и не истреблю вас от земли?” (2 Цар. 4:11).

Он казнил обоих, отрезав им руки и ноги, а тела их повесил в общественном месте. Этим Давид давал знать, что: (1) Господь ненавидит “руки, проливающие кровь невинную” и “ноги, быстро бегущие к злодейству” (Прит. 6:16-19);

(2) Он, как помазанник Божий, не будет способствовать лжи и обману, и насильники понесут за это немедленное наказание.

Затем Давид торжественно похоронил голову Иевосфея в могиле Авенира. Так была отдана последняя честь династии Саула.

Всем известна поговорка: “Беда не приходит одна”, и каждый вождь знает, что она верна. Как только вам удается вышвырнуть одну неприятность через черный ход, как большая беда стучится у парадных дверей. Знаменитый “закон Мерфи” гласит: “Все, что может случиться плохого, случится”. У Мерфи был особый закон для руководителей: “Все, что может случиться плохого, случится, только в тысячу раз хуже”.

Настоящие вожди, тем не менее, не теряют уверенности. Они уверены в конечном успехе. Особенно это справедливо в отношении вождей Божьей волей, которые знают, что Бог на их стороне.

С тех пор, как Давид был помазан на царство Самуилом, его жизнь в течение двадцати лет постоянно подвергалась испытаниям. Но Давид, тем не менее, не отступил. Бог награждает такую верность. Поэтому мы читаем в первой части главы 5:

«И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон, и сказали: вот, мы - кости твои и плоть твоя. Еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля. И сказал Господь тебе: “ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем Израиля”. И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем» (ст. 1-3).

Автор 1 Паралипоменон рассказывает нам, что, когда пришли старейшины, явились также и войска от всех северных племен, “чтобы передать ему царство Саулово, по слову Господню” (12:23). “Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем...” (ст. 38). Тех, кто пришел, насчитывалось около 340 000. Они принесли с собой провизию, чтобы устроить великолепный банкет, который длился три дня. Это, наверное, был один из величайших пиров, проводимых когда-либо! “Так как радость была для Израиля” (1 Пар. 12:40).

Давид, наконец-то был готов начать дело своей жизни, к которому он готовился тридцать семь лет!

«Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет. В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Цар. 5:4, 5).

МУДРЫЕ ВОЖДИ ПОНИМАЮТ, ЧТО ОНИ ОБЛАДАЮТ НЕ ПОЛОЖЕНИЕМ, А ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (2 Цар. 5:5-10; 1 Пар. 11:4-9)

И снова, если бы это была волшебная сказка, самое время было бы сказать: “И стали они жить-поживать да добра наживать”. Но это не волшебная сказка, это настоящая жизнь, а настоящая жизнь не так безоблачна. Когда Давид стал царем над всеми двенадцатью племенами, его работа только началась. Говорят, что каждый раз, когда вы достигаете цели, вас также настигает новый клубок проблем.

Первое, что требовалось сделать Давиду, это стабилизировать достигнутое единство. Новорожденное единство так же уязвимо, как новорожденный ребенок, восприимчиво к любой болезни, всегда на волосок от смерти. Давид придумал смелый и блестящий маневр с намного далее идущими последствиями, чем он мог предположить. Он захватит Иерусалим и сделает его царским городом, столицей нации, духовным центром Израиля.

Иерусалим, древний город, был построен на самом высоком месте. Он уже был царским городом во времена Авраама, и правил им царь Мелхиседек. Возле Иерусалима была гора Мориа, куда Авраам отправился, чтобы принести в жертву своего сына Исаака. Когда сюда пришел Иисус Навин, он убил царя Иерусалима, но не смог подчинить себе сам город. (См. Иис. Н. 10:22-27; 15:63). Другие пытались захватить город, но и им это не удалось (Суд. 1:21). Расположенный на возвышенности, окруженной с трех сторон глубокими долинами, Иерусалим был неуязвимой крепостью, с вызовом стоявшей в самом сердце Израиля четыреста лет. Захватив Иерусалим, Давид показал бы силу единства: совместными усилиями Израиль достигнет того, чего никто до этого не мог достигнуть. Также, поскольку Иерусалим был нейтральной землей между племенами Иуды и Вениамина, Давид смог бы показать, что его правление будет беспристрастным.

Легко сказать - захватить Иерусалим. Когда Давид и его войско подошли к городу, иевусеи, засевшие в крепости, начали выкрикивать оскорбления. “Вам никогда не удастся войти сюда! - кричали они. - Даже слепцы и калеки смогут вас выбросить отсюда”. Однако, Давиду откуда-то было известно слабое место в городских укреплениях. От родника, находившегося за крепостными стенами, к колодцу в центре города шел водяной туннель. Пройти вброд по туннелю и взобраться по колодцу было риском, граничившим с самоубийством, поэтому Давид сделал такое предложение: “Кто прежде всех поразит иевусеев, тот будет главою и военачальником” (1 Пар. 11:6). Без колебаний Иоав прыгнул в холодную воду, поведя своих людей в темноту зева туннеля. Прошло совсем немного времени, и Иерусалим оказался в руках Давида, а Иоав, самый бесстрашный воин Давида и источник самых больших неприятностей, был восстановлен на должности командующего войском (и нам бывает трудно избавиться от своих Иоавов).

Давид сразу же сделал Иерусалим своей штаб-квартирой и начал расширять его границы. Вскоре он стал известен как “город Давидов”. По мере того, как проходили дни, “преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним” (2 Цар. 5:10).

Вот как во 2 Цар. 5:11 подчеркивается успех Давида: “И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья, и плотников, и каменщиков, и они построили дом [т.е. дворец] Давиду”. Тир, важный морской порт, принадлежал Финикии, северному соседу Израиля. Дар Хирама важен потому, что это было первое признание его царем другой державой.

Щедрость Хирама привела Давида в восторг. “И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем и что возвысил царство его ради народа Своего, Израиля” (2 Цар. 5:12). Случалось ли вам, когда что-то исключительное происходило в вашей жизни, спрашивать себя: “Это правда? Может, это только сон?” Очевидно, Давид испытывал нечто подобное. Действия Хирама подтвердили, что Божьи обещания исполнились.

Добрая воля Хирама открыла Давиду важную истину. “И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем... ради народа Своего, Израиля”. Отметьте про себя: не ради Давида, а “ради народа Своего Израиля”. Слишком многие считают, что цель власти - это исполнение собственной воли, полное осуществление собственных желаний, изменение вещей по собственному хотению. У Давида не было личных планов, но у него был божественный план. Все, что он делал, было ради Божьего народа.

Власть - это не положение, а ответственность. Трудно осознать, какую ответственность нес Давид. Нам не с чем сравнивать это сегодня. Давиду нужно было беспокоиться не только о политическом и экономическом благополучии народа, ему следовало также заботиться о духовном его благополучии. Подумайте о весомой ответственности президента. Подумайте об огромной ответственности старейшины в церкви Господней. Затем представьте себе работу президента в сочетании с обязанностями старейшины, причем, община состоит из нескольких миллионов членов! Это может дать некоторое представление о трудностях, с которыми столкнулся Давид.

Всем руководителям следует понимать, что они достигли своего положения власти не для того, чтобы потакать себе, а чтобы служить другим. И, что еще более важно, всем руководителям не следует забывать, что они несут ответственность за моральное и духовное благополучие тех, кому они служат. К сожалению, многие этого не понимают.

МУДРЫЕ ВОЖДИ ЗАБОТЯТСЯ О БЕЗОПАСНОСТИ СВОИХ СТОРОННИКОВ (2 Цар. 5:17-25; 1 Пар. 14:8-16)

Когда Авенир встречался со старейшинами северных племен, он сказал слова Господни: “Рукою раба моего Давида Я спасу народ Мой, Израиля, от руки филистимлян и от руки всех врагов его” (2 Цар. 3:18). Новокоронованный царь вскоре подвергся испытанию относительно этого обещания. “Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида...” (2 Цар. 5:17). Пока земля была разделена и пока Давид был царем только Иудеи, филистимляне его не опасались. Когда же Израиль объединился под его правлением и армия его стала насчитывать 300 000 воинов, филистимляне кинулись, чтобы разгромить Давида прежде, чем тот организует свою защиту.

Это было не просто местное столкновение. Это была настоящая война наподобие той битвы, которая уничтожила Саула. Подчеркивается, что “поднялись все Филистимляне искать Давида”. Они шли из земли филистимской, грабя и убивая по мере продвижения, пока не достигли долины Рефаим в нескольких километрах от Иерусалима.

Когда Давид увидел врага, устроившегося внизу в долине, он обратился к истинному Правителю Израиля. Он вопросил Господа: “Идти ли мне против Филистимлян?” Бог ответил: “Иди; ибо Я предам Филистимлян в руки твои” (2 Цар. 5:19). Давид повел своих людей, которые впервые за много лет, наконец-то, стали похожи, на Божью армию, в битву и победил филистимлян. “Господь разнес врагов моих предо мною, как разносит вода [как вода прорывает разбитую плотину - Современный Перевод]” (2 Цар. 5:20), - ликовал он. Давид назвал это место Ваал-Перацим, что означает “Господь прорыва”.

Одной из очень важных обязанностей любого вождя является защита тех, кто смотрит на него, как на лидера. Иногда разрушительные атаки видны. Иногда они совершаются извне, чаще - изнутри. Мудрый вождь чувствует опасность и знает, что ему нужно поступать с ней по-мудрому. Мудрый вождь, наподобие Давида, часто будет обращаться к Господу, прося помощи и руководства, чтобы справиться с трудными ситуациями.

Мудрые вожди также знают, что вроде бы решенные проблемы не исчезают навсегда, но могут появиться вновь. Вскоре филистимляне пришли в себя после первой победы Давида и послали еще большую силу в долину Рефаим. И снова Давид обратился к Господу. На этот раз Господь велел Давиду зайти противнику в тыл и ждать сигнала от Бога. “И когда услышишь шум как бы идущего [т.е. шум Божьего воинства, идущего не битву] по вершинам тутовых дерев, то двинься; ибо тогда пошел Господь пред Тобою, чтобы поразить войско Филистимское” (2 Цар. 5:24). И снова Давид послушался приказа Божия. На этот раз Давид и его армия отогнали врага назад в их землю. “И поразили стан филистимский от Гаваона до Газера” (1 Пар. 14:16). Решительная победа сломила дух филистимлян. Хоть они и продолжали время от времени беспокоить Израиль, серьезной угрозы это уже не представляло.

Краткий обзор этих двух столкновений (только девять стихов) кажется всего лишь еще одним сообщением о двух битвах, каких сотни были в жизни Давида. Для израильтян же эти победы были знаком того, что Бог одобряет царствование Давида и что Бог благословляет его правление. Так создалась история. Сотни лет спустя Исаия, говоря о Божьем наказании неправедных, писал:

«Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме [т.е. Ваал-Перацим]; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие» (Ис. 28:21).

1 Паралипоменон 14:17 говорит нам о результате этих побед: “И пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов”.

Мудрые вожди знают, что к каждой проблеме нужно относиться серьезно. Нам не известны далеко идущие последствия того, как мы справляемся с испытаниями.

МУДРЫЕ ВОЖДИ ЩЕДРЫ НА ПОХВАЛУ (2 Цар. 23:8-39; 1 Пар. 11:10-12:38)

Давид не встречался с филистмлянами в одиночку. Он побеждал не только потому, что Бог был с ним лично, но и потому, что Бог окружил его самыми способными воинами, которые когда-либо жили. Давид понимал это и отдавал должное там, где это было заслужено. Во 2 Цар. 23, где подводятся итоги правления Давида, перечислены многие из этих людей, названные там “храбрыми мужами” Давидовыми. В 1 Пар. они перечислены в главах 11 и 12, в начале царствования Давида. Во 2 Царств перечислено тридцать семь человек. Подумаем вот о чем: откуда эти списки взялись? Царь Давид приказал их завести. У него был почетный список с именами воинов. Он ценил то, что они сделали, и он хотел, чтобы будущие поколения знали о них и об их удивительных подвигах.

Мудрые руководители в церкви ли, дома или в местном клубе - знают о важности признания, когда оно заслужено. Я не имею ввиду неискренние аплодисменты (люди всегда чувствуют элементарную лесть); я имею в виду признание хорошо выполненной работы. Павел сказал: “Итак отдавайте всякому должное: ...кому честь, честь” (Рим. 13:7). Мудрые вожди не скупятся на похвалу и благодарность. Мудрые вожди вначале отдают должное Богу, затем тем, кто так усердно трудился. Они умеют “предупреждать друг друга в почтительности” (Рим. 12:10).

НАСТОЯЩИЕ ВОЖДИ НЕ ПРИНИЖАЮТ ЗНАЧЕНИЯ СЕМЬИ (2 Цар. 3:2-5, 12-16; 5:13-16; 2 Пар. 14:3-7)

Мы не должны недооценивать ссылки на семью Давида, которые разбросаны по тексту, взятому для данного урока. В 2 Цар. 2:2 нам говорится, что семья Давида пришла с ним в Хеврон. В 2 Цар. 3:1-5 после сообщения о том, что “Давид все более и более усиливался”, приводятся доказательства: “И родились у Давида сыновья в Хевроне”. Когда Давид переехал в столицу Иерусалим, нам приведены доказательства роста его семьи: “И родились еще у Давида сыновья и дочери” (ср. 2 Цар. 5:13, см. также 1 Пар. 14:3). Ясно, что вдохновенный автор придавал большое значение семье Давида.

Семьи могут создавать, а могут и уничтожать лидеров. Как мы увидим, Давида позже поглотили заботы царя, и он пренебрегал семьей, и за это он заплатил. Когда мудрые вожди вырабатывают свои приоритеты, они не забывают о своих семьях.

МУДРЫЕ ВОЖДИ СОВЕТУЮТСЯ С НАРОДОМ (2 Цар. 6:1, 2; 1 Пар. 13:1-4)

Далее мы читаем, как Давид решил перенести в Иерусалим ковчег завета. В этом эпизоде можно найти еще два примера умелого руководства. Автор Паралипоменона рассказал, как мудро Давид начал это дело.

«И советовался Давид с тысяченачальниками, сотниками и со всеми вождями, и сказал Давид всему собранию Израильтян: если угодно Вам, и если на то будет воля Господа, Бога нашего, пошлем повсюду к прочим братьям нашим, по свей земле Израильской, и вместе с ними к священникам и левитам, в города и селения их, чтобы они собрались к нам; и перенесем к себе ковчег Бога нашего, потому что во дни Саула мы не обращались к нему. И сказало все собрание: “да будет так”; потому что это дело всему народу казалось справедливым» (1 Пар. 13:1-4).

Задумайтесь над словами “советовался” и “если угодно вам”, затем посмотрите на ответ: “и сказало все собрание: да будет так; потому что это дело всему народу казалось справедливым”. Будучи царем, Давид обладал властью делать так, как ему вздумается. Доставка ковчега в Иерусалим, тем не менее, была слишком важным событием для Давида, чтобы он мог свою волю навязать людям. Он спросил их мнения. Он сделал это не “царским проектом”, но делом всего Израиля. Пусть мудрые слушают и учатся.

МУДРЫЕ ВОЖДИ СТАВЯТ ДУХОВНЫЕ ДЕЛА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

В 1 Пар. 13:1-4 подчеркивается значение переноса ковчега в Иерусалим. Все, что Давид делал до этого, было средством для достижения одной цели: привести людей Израиля к тесным взаимоотношениям с Иеговой. Согласно автору Паралипоменона, первое, что сделал Давид после того, как Иерусалим стал его столицей, он задумал перенести ковчег в Иерусалим. Мудрые лидеры ставят духовные дела превыше всего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеюсь, что на вас произвело впечатление замечательное начало правления Давида после того, как он стал царем над племенем Иуды. Но поскольку, однако, большинство из нас находится в положении “народа”, я должен подчеркнуть, что для вождей так же важна и добрая поддержка. Нам нужно молиться Богу, чтобы он давал нам вождей, которые бы прославляли Его, и нам нужно молиться за тех вождей, которые уже есть. Но нам также нужно определить, каким должен быть народ, чтобы выявить лучшее в наших вождях.

Боже, дай нам мудрых вождей и укрепи в нас веру в них, чтобы быть нам верным и добрым народом!