Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

О книге «Несвятые святые» архимандрита Тихона

  • «Что можете сказать о книге "Несвятые святые" архимандрита Тихона?»

Я прочитал половину книги «Несвятые святые», сформировал свое отношение к этой книжке архимандрита Тихона. Прочитал ее до середины и дальше не смог.

Начало было очень хорошее, захватывающее. Автор очень хорошо пишет с художественной точки зрения, достойно. Но меня больше содержание интересует. Вначале идут рассказы о монахах, о старцах Псков-Печерского монастыря. Я неоднократно соприкасался с этим монастырем, и для меня это было интересно. Много читал про монастырь, про старцев, с некоторыми даже удалось свидеться. Я туда приезжал, даже несколько дней жил, служил, молился. Поэтому то, о чем он пишет в начале, легко возникает в моем воображении. Очень живо все написано.

Автор кое-где сгустил краски, но, может, с литературной точки зрения надо было так сделать, чтобы получилось с живым юмором. Это же не житийная литература. А дальше всё как-то потихоньку уходит в непонятные дали.

Когда дошло до Августина, я вообще сник. Рассказывается про одного афериста, который переоделся в монаха. Он спустился с гор, бедный и несчастный человек, а на самом деле это был просто жулик. Там рассказывается, как его вывели на чистую воду. Как-то все непонятно написано про монахов в горах.

Еще меня насторожил момент, когда описывается схимонах Мелхиседек в самом монастыре. Он был плотником, у него была своя столярная мастерская. У Мельхиседека были золотые руки, он много чего сделал для монастыря. Однажды с ним произошел случай. Тогда он был просто монахом, не схимником.

В монашеской среде не все монахи одинаковые. Там есть некие монашеские степени: просто послушник, рясофорный монах (инок), потом его постригают в мантию (малая схима), впоследствии могут в великую схиму постричь (но могут и не постричь). Схимник — монах в монахе. Это монах, которого еще раз постригли в монашество. Обычный монах может в монастыре заниматься той же плотницкой работой, может что-то на кухне делать. Они не лентяи, а труженики. Как пчелы, с утра до вечера трудятся, чтобы содержать монастырь. Схимник — это монах, который от всего этого освобожден. Он только молится. Это монах для монахов, отрешенный от всего мира.

Мелхиседек был простым монахом. Однажды с ним случился приступ, он упал замертво. Сбежались братья, думали, что он умер. А он ― раз, и ожил. Сразу попросил, чтобы его постригли в схиму. И его постригли. Потом он рассказал, что же с ним произошло, пока он был на том свете. Когда он упал, то очнулся на каком-то зеленом лугу. Мельхиседек пошел и дошел до огромной ямы. В яме было зловоние. Он увидел там все изделия, которые изготавливал: мебель, киоты и т.д. Все там гниет как мусор. Он услышал голос: «От тебя Господь молитвы ждал, а ты занимался ерундой», ― что-то в этом роде. После этого он ожил и попросил схиму, не стал работать больше и только молился.

В монастырях несут послушание Неусыпаемой Псалтыри. Круглые сутки в монастыре идет молитва. В Псково-Печерском монастыре есть храм Праведного Лазаря. Там по очереди читают Псалтырь и синодики о здравии, об упокоении. Они длинные, бесконечные. Читают, сменяя друг друга, и послушники, и монахи, и схимники.

В этом рассказе меня насторожило и напрягло, что все вроде бы правильно, но трактовка неправильная. Вывод человека постороннего, который не знает всех тонкостей: не надо заниматься ерундой, а иди и молись с утра до вечера. Не надо тебе быть хорошим плотником или водителем такси. Явно показано, что тебя призывает Господь и ждет от тебя молитвы, а ты занимаешься ерундой. Человек может понять так. Но ведь это же не так! Это был конкретно призыв Мелхиседека. Это было персонально. Это не означает, что всем нужно всё бросать и идти устраиваться схимниками в монастыре. От другого человека не требует Господь бесконечных молитв. Пасешь свиней и паси, чтобы они у тебя были жирные. Тебя Господь призывал в монастырь? Что ты туда рвешься? Нужен ли ты ему? Или ты должен заниматься воспитанием детей, наукой, спортом? Господь призывает каждого к чему-то своему.

Это не обман. Читатель, который будет читать эту книгу, поймет ее не так, как хотел автор. Да и сам автор не оставляет возможности читателю понять. Тут не сама история неправильная. Автор сам должен был немножко по-другому изложить ее или подвести к каким-то выводам. В этой книге таких случаев много.

Я оставил книгу «Несвятые святые» в нашей приходской библиотеке. Вреда она не принесет, но и большой пользы, думаю, тоже. Просто чтиво. Кстати, надо посмотреть, какой там стоит гриф: «одобрено», «допущено» или «рекомендовано»? «Допущено» ― это одно, «одобрено» ― уже другое, а «рекомендовано» ― это третье. Я тоже одобрил, пусть люди читают. Ереси там никакой нет.

Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Фото Adina Voicu с сайта Pixabay 
Фото Adina Voicu с сайта Pixabay