Найти тему
Журнал «Баку»

Тайны Абшерона. Колея, или Следы повозки

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Мы остановили машину на обширном плато между селениями Гала и Тюркян, рядом с огромным стороительным карьером. Сто лет назад прохожего здесь встречали сады галинцев и тюркянцев, обдавая волнами благоухающей белой, голубоватой и розовой пены цветов абрикосов, миндаля, инжира, тутовника. Дальше зеленели поля, а ближе к морю, синяя полоска которого виднелась с юга, в голых песчаных дюнах прятались виноградники... Сейчас на Абшероне идет невиданное в масштабах Азербайджана строительство поселков. Дома возводят из белого камня аглая, «кубиков», которые нарезают в карьерах вроде этого. Тут начинается территория заповедника, а немного к востоку от карьера расположен участок, на котором хорошо просматривается несколько фрагментов этих дорог, поиски которых как раз и привели нас сюда…

Геометрия всех сакральных сооружений неолита одинакова на Абшероне, на Мальте, во Франции, в Греции. Фото: Эмиль Халилов
Геометрия всех сакральных сооружений неолита одинакова на Абшероне, на Мальте, во Франции, в Греции. Фото: Эмиль Халилов

Очевидное

Вы спросите, почему словосочетание эти дороги я выделяю курсивом? Здесь их все так называют – «эти дороги», потому что ничего о них не знают. Очень древние дороги, которые хорошо видны на участках, где известняк выступает на поверхность. На Абшероне так много действительно непонятного, что возникает искушение некоторые вещи объяснить просто: вот будто след от двух колес арбы-бакинки и между ними такая же ровная колея, протоптанная осликом. Так, по крайней мере, объясняет происхождение «дорог» рыцарь Абшерона, начальник Абшеронской археологической экспедиции Идрис Алиев. Про странные «дороги» было известно давно. Азербайджанский историк конца XVIII – начала XIX века Аббас Кулиага Бакиханов писал: «…в Бакинском уезде, в деревнях Зиря, Биби Эйбат и других, а также на некоторых островах видны на скалах остатки следов колес, идущих далеко в море…» Вот вам сразу две странности. Во-первых, как мы убедились, про «дороги» было известно давно, но никто не видел, чтобы ими пользовались. А ведь на рубеже позапрошлого века техника передвижения из села в село мало изменилась со времени изобретения колеса. Почему же эти «дороги» не использовались? И во-вторых, они ведут в море… Есть несколько участков неподалеку от селений Тюркян, Бильгях, Зиря и Гурган, где «дороги» уходят в море, что для многих исследователей было всего лишь верным указанием на резкие колебания уровня Каспийского моря. До сих пор, однако, не проверено, как далеко в море тянутся эти «дороги» и что там, в конце пути. Это первые вопросы в той длинной череде недоумений, которые возникают по мере всматривания в «дороги». А вот еще странность: «дороги» обнаруживаются на древнем курганном поле между селениями Говсан, Тюркян и Гала, а также возле поселков Дюбенди и Сураханы. Везде это «параллельные канавы, образованные в скальной поверхности».

«Дороги» имеют ориентацию с севера на юг, иногда они уходят в море, но никогда не связывают поселки. Фото: Александр Гронский
«Дороги» имеют ориентацию с севера на юг, иногда они уходят в море, но никогда не связывают поселки. Фото: Александр Гронский

Иногда «дороги», будто расползаясь в осеннюю распутицу, начинают двоиться, троиться… При этом ширина колей может меняться. Значит ли это, что на дорогах использовались повозки разного типа? Еще один вопрос. «Дороги» имеют развилки, места схождения, перекрестки… И еще одна странность: «дороги» существуют фрагментами только на скальных выступах. Рядом, в мягкой земле, следов колей нет (хотя древние «дороги» не исчезают совсем, они сохраняются в почве в виде широкого желоба).

Люди живут на Абшероне уже по меньшей мере 20 тысяч лет. Есть уникальные поселения (та же Гала, например), которым четыре тысячи лет. И среди 33 сел бывшего Бакинского ханства, без сомнения, есть не менее почтенные по возрасту. Может быть, «дороги» были путями сообщения между этими поселениями? Но нет! Большинство «дорог», как мы убедились, имеют ориентацию с севера на юг, иногда они уходят в море, но никогда не связывают древние поселки. А главная дорога Абшерона проходила с востока на запад, от гавани напротив острова Пираллахи к Баку и торговому транзиту, которым были ответвления Великого шелкового пути. И еще один вопрос. Никто никогда не пытался определить возраст «дорог» – каков он? Вдруг окажется, что они древнее, чем первое колесо, изобретенное в Месопотамии в IV тысячелетии до нашей эры?!

Неочевидное

«Дороги», подобные абшеронским, обнаружены в Греции, Италии, на юге Франции и – в огромном количестве – на острове Мальта в Средиземном море. В свое время исследователь-энтузиаст Эрих фон Дэникен (впоследствии видный уфолог) обратил внимание на мальтийские «дороги» (местные жители называют их «следами повозки») как на один из типичных «необъяснимых» феноменов культуры. С тех пор их долго и пристрастно исследовали. Был определен возраст: приблизительно V тысячелетие до нашей эры. Еще никакого колеса. Произведены картирование мальтийских «дорог», космическая съемка. Последняя выявила, что сетью «дорог» покрыта южная часть острова: как и на Абшероне, здесь «дороги» образуют параллельные линии, схождения, похожие на железнодорожные стрелки, развилки, перекрестки, из которых наибольшей известностью у туристов пользуется перекресток Клэпхам. Так же, как на Абшероне, колеи бывают разной ширины (от 15 до 25 сантиметров) и почему-то любят уходить в море… Правда, ученые-океанографы исключают возможность сколько-нибудь серьезного колебания уровня Средиземного моря за последние 10 тысяч лет. Если доводить эту мысль до конца, получается, что люди V тысячелетия до нашей эры, не имея ни водолазного снаряжения, ни соответствующего удобного инструмента, вырубали эти колеи на морском дне в сотне метров от берега (?!).

"Следы повозки" неподалеку от абшеронского поселка Тюркян. Фото: Эмиль Халилов
"Следы повозки" неподалеку от абшеронского поселка Тюркян. Фото: Эмиль Халилов

Не робей и не озадачивайся вопросом, читатель! Нас ждут удивительные открытия и вопросы без ответа! Смелее вперед! С тех пор как фон Дэникен разворошил ученое сообщество, специалистам разных отраслей знания так и не удалось объяснить, каково могло быть назначение мальтийских колей (или лей, как говорят ученые). Выдвигались разные версии, к примеру, что это вовсе не дороги, а своего рода ирригационная система для сбора воды, столь необходимой для ведения сельского хозяйства на Мальте, представляющей собой, в отличие от Абшерона, совершенно бесплодный известковый останец. «Грядки» для террасного земледелия являются лишь вариацией на ту же тему. Вы, может быть, спросите: а почему никто не подумал о собственно дорогах? Пусть не для колеса (на Мальте есть колеи глубиной до 70 см, для которых нужно двухметровое колесо, а оно, в свою очередь, было бы неспособно маневрировать в лабиринте лей). Но колеи можно заполнить соломой и таскать по ним тяжести в устройствах, напоминающих обычные сани… На этот счет я скажу вот что: о всех типах дорог ученые, конечно, думали. И даже придумали одну версию, которая как будто работает. Тут надо заметить, что, помимо лей, на Мальте есть два храма, возраст которых (около 5400 лет) примерно на тысячу лет превосходит возраст пирамиды Хеопса. Они сложены из каменных блоков весом до 20 тонн, идеально подогнанных друг к другу. Кроме того, на острове найдено несколько сотен каменных шаров. Используя колеи как рельсы, а каменные шары – как своеобразные шарикоподшипники, такую плиту могли тащить четыре-пять человек, а затем «монтировать» ее при помощи шестов. Убедительно? Гениально! Беда только в том, что ни одна из мальтийских «дорог» не приближается к древним храмовым постройкам меньше чем на километр. Почему «дороги» не подходят вплотную к месту строительства? И почему их так много там, на юге острова, где они совершенно не нужны и, более того, безответственно прячутся под воду? Увы, ни на один из этих вопросов мы не знаем правильного ответа. Его пока не существует. Единственное, на чем сходятся все современные ученые: 1) колеи – не природное, а искусственное явление, о чем говорят следы обработки на их стенках, и 2) «…подобные параллельные канавы в скальной породе не могли быть сделаны, как это предполагалось ранее, колесами телег, снующими по скальным обнажениям с ювелирной точностью вдоль одних и тех же линий…»

Чтобы сколько-нибудь приблизиться к природе мальтийских, абшеронских, греческих, итальянских и французских «дорог», необходимы комплексные исследования, которые позволили бы вписать эти памятники в возможно более широкий культурный контекст. В Европе работы ведутся уже давно. На Абшероне большая часть древней цивилизации полуострова пребывает еще под землей. Древние святилища, опоясанные острыми вершинами камней, покрытых серым и желтым лишайником, ждут своего исследователя и хранителя. Потому что если на курганных полях начнется строительство, то все известные и неизвестные памятники, в том числе «дороги» и святилища, будут очень быстро уничтожены. А мы… Мы так и не узнаем, что за головоломку подсунули нам древние…

Mnajdra. Фото: Juan Pablo
Mnajdra. Фото: Juan Pablo

Невероятное

Из всех древнейших храмов Мальты самое потрясающее впечатление производят, несомненно, три: святилище Хаджар-Им, гипогей Хал-Сафлиени – многоуровневый подземный храм, и сакральный комплекс Мнайдра, включающий в себя обсерваторию – каменный круг, напоминающий Стоунхендж, – и собственно храм, в котором отправлялся культ Великой матери. Гипогей поражает циклопическими объемами работы, потребовавшейся для его сооружения: он включает в себя несколько расположенных друг над другом помещений. В скале вырублены колонны и меньших размеров столб, на котором покоится купол главного зала. Комплекс представляет собой безупречно выполненное мегалитическое сооружение: четкие линии, острые грани, мощные каменные балки. Все состоит из твердой скальной породы. Из каменного пола поднимаются монолиты, не имеющие ни единого шва. Самый нижний уровень трехэтажного гипогея находится на глубине 12 метров… С точки зрения сегодняшнего «здравого смысла» невероятны сами задачи, которые ставит перед собой культура бронзового века. Сколько времени потребовалось, чтобы в полном объеме вырубить в скале подземелья гипогея? Стоунхендж строился тысячу лет. Вряд ли сегодня отыщется хоть один землянин, который может сказать о себе, что участвует в «проекте тысячелетия» не в переносном, а в самом прямом смысле. Мощный прорыв сознания на рубеже V тысячелетия до нашей эры привел к появлению первых цивилизаций и созданию грандиозных сооружений, в которых языком архитектуры было записано все, что человек имел тогда сказать, к примеру, об устройстве Вселенной. Только в этом контексте можно рассматривать древние «дороги». Но если они действительно, как утверждают ученые, были не наезжены, а вырублены в скальных участках земной поверхности, то должна быть веская причина – зачем? Свербящий, сводящий с ума вопрос! И мы не знаем ответа на него.

О гипогее, кстати, я упомянул, вспомнив рассказы Фикрета Абдуллаева, директора историко-культурного заповедника «Древности Абшерона», знатока здешних мест и нашего проводника, о подземельях Абшерона. По его словам, ниже селения Гала вырыт целый город, в подземельях которого могут укрыться три тысячи человек вместе со скотом. И таких легенд множество. Абшерон, несомненно, таит еще одну загадку – загадку своих подземелий, но ее не решишь головой: опять-таки надо искать, картировать, исследовать…

В мальтийских храмах на удивление много странного. Красный цвет – цвет утробы, в который они были выкрашены изнутри… Важная роль женщин-жриц в мальтийских культах того времени. Матриархат? Не похоже. Каменные идолы в святилище Хаджар-Им: массивные фигуры очень тучных людей, пол которых определить невозможно. Но самое странное – у них нет голов! Только выемки в шеях, куда вставлялись съемные или приставные головы. Они тоже найдены. Кто эти люди?

Hal Saflieni. Фото: Damian Entwistle
Hal Saflieni. Фото: Damian Entwistle

В довершение всего мегалитические постройки Мальты являются своего рода «передатчиками» акустических и даже электромагнитных колебаний. Ультразвуковое излучение мегалитов было «засечено» зоологами, изучающими полеты летучих мышей: выяснилось, что с заходом солнца камень начинает испускать ультразвуковые волны, сбивающие летучих мышей с пути. К тому же в качестве «пяточного» камня в основание мегалитов обычно клался кварц. Под действием тяжести он способен генерировать электрический ток (это называется пьезоэффектом). Кому вот только могли быть адресованы эти ультразвуковые или электромагнитые послания? Опять вопросы без ответа…

Однако и наше с Фикретом муаллимом путешествие по неведомому Абшерону началось с осмотра свежего раскопа одного из древних святилищ: «сакральное пространство» тут тоже было образовано кругом вертикально стоящих, хотя и небольших камней, на одном из которых явственно выбиты засечки (счет, календарь, астрономические затеси?). В центре «комнатки времени» находился какой-то камень… Могли ли абшеронские мини-литы испускать колебания, подобно мальтийским, только гораздо слабее? Может быть, «дороги» сами по себе являются своеобразным маркером сакральных пространств? Это многое бы объяснило, кроме того, что они уходят на много метров в пучину моря…

Я, наверное, совсем запутался бы в нахлынувших на меня вопросах, если бы по возвращении в свое самое любимое место на Земле (а это, конечно, во всем прекрасная Гала) Фикрет муаллим не предложил, выпив чайку, еще раз пройтись по территории музея. Я не стал отказываться, и мы пошли… А потом, не знаю почему, он подошел к этой странной, немного бесформенной статуе и вдруг одним движением руки снял с нее голову…

Представляете? Я ведь сначала увидел это и ничего не понял. Просто запомнил. А понял только после, в Москве, когда прочитал про этих странных мальтийских идолов со съемными головами. Разумеется, случайное совпадение может быть. Одно. Или два. Например, «дороги» и мощно-созвучное культурное переживание подземного пространства, подземелья. Но эта статуя?! Это же цитата! Такого не придумаешь. Вот и получается, что где-то в IV тысячелетии до нашей эры Абшерон и Мальта были таинственнейшим образом связаны друг с другом минимум по трем позициям. Что это значит? Этот вопрос пока не имеет ответа. В книге Эриха фон Дэникена «По следам всемогущих» «дороги» названы следами НЛО. Но и это ничего не объясняет…

Текст: Василий Голованов

Журнал "Баку"