Считается, что Елизавета Австрийская ( Баварская ) и по отношению к сыну не была щедра на материнское тепло. Что, на мой взгляд, не совсем верно: несмотря на то, что и старших дочерей, и сына Елизаветы и Франца Иосифа их бабка, свекровь Елизаветы, эрцгерцогиня София, отлучала от матери, ссылаясь вначале на её юность и неопытность, а затем и вовсе не снисходя до объяснений, Елизавета все-таки находила способы для общения с сыном. Среди четверых её детей он был единственным мальчиком и к нему относились особо, как к наследнику престола. Науки, этикет, военное искусство, охота - день Рудольфа был насыщен, ребенок не знал праздности. Мать могла видеться с детьми лишь во время, строго определенное свекровью. Елизавета живо интересовалась успехами Рудольфа, писала ему письма и записки, и мальчик отвечал охотно, делясь с матерью и радостями, и огорчениями.
Две старшие дочери императрицы Сисси были погодками - София и Гизелла. Измученная безуспешными попытками убедить свекровь вернуть себе девочек, юная мать обратилась к мужу. Франц Иосиф любил жену, но в её отношения с матерью старался не вмешиваться. Видя отчаяние супруги, он все же поговорил с эрцгерцогиней, и Сисси, вырвавшись из-под ненавистной опеки свекрови, уезжает с супругом и маленькими дочерьми в Венгрию, при этом младшей не было и года. В поездке обе малышки заболели, а старшая, София, умерла.
Для молодой матери это стало страшным ударом, она прекратила общение с кем-бы то ни было, кроме мужа и двух-трех фрейлин. С рождением сына Сисси окончательно замкнулась, чему способствовала свекровь: пользуясь отсутствием Франца Иосифа, эрцгерцогиня отобрала у матери наследника. Сисси тяжело дались роды, она была слишком слаба и одинока, чтобы воевать со свекровью. Вернувшийся Франц Иосиф нашел жену исхудавшей, взвинченной и совершенно затравленной.
Не имея сил жить далее в условиях жесткого дворцового этикета, в каком-то смысле потеряв и духовную связь с детьми, Елизавета уезжает на Мадейру, и с тех пор начинаются её длившиеся до конца жизни странствия. Она будет появляться в Вене лишь раз в году, под Рождество. По письмам сына можно понять, как скучал по матери мальчик.
В 1868 году родился её последний ребенок - дочь Мария Валерия, которой суждено было стать любимицей матери. Роды состоялись в Венгрии и отдаленность от австрийского двора, вероятно, способствовала тому, что Елизавета добилась возможности самостоятельно растить дочь. Для неё, матери четверых детей, Валерия стала по сути первенцем, Елизавета остро ощущала свою неопытность в воспитании ребенка, умирая от страха каждый раз, когда девочка болела. В этот период Елизавета, понимая, что ребенку нужна спокойная обстановка, умерила частоту своих поездок и путешествий, и жила, главным образом, в Венгрии.
А в Вене тем временем страдали от разлуки с матерью Рудольф и Гизелла. Между собой они были очень дружны и горячо любимы отцом. В короткие свои приезды в Вену Елизавета явно отдавала предпочтение общению с сыном. Гизеллу держала на расстоянии, девочка не знала материнской ласки. Гизелла не унаследовала исключительной красоты матери, и Елизавета не скрывала, что её это обстоятельство удручало, отзывалась о дочери, как о дурнушке. Однако, хотя лицом Гизелла вышла не в мать, зато унаследовала её прекрасную фигуру с тонкой талией.
Гизелле было шестнадцать, когда она вышла замуж за троюродного брата Леопольда Баварского. Елизавета восприняла этот брак как несчастье, как повторение своей судьбы - ведь она и Франц Иосиф были двоюродными братом и сестрой. Однако, судьба Гизеллы сложилась по формуле "не родись красивой": супруги искренне любили друг друга всю жизнь, родили и воспитали четверых детей. Поскольку ко времени рождения первого ребенка Гизеллы и, соответственно, первой внучки Елизаветы, последняя уже чрезвычайно озаботилась сохранением своей красоты и молодости, понятно, почему это событие, как и появление других внуков, императрицу не радовало. Помимо этого, Елизавета была убеждена, что все дети Гизеллы так же дурны собой, как и их мать. Добавлю, что и Леопольд, супруг Гизеллы, был далеко не красавцем, однако это нисколько не помешало их крепкому браку.
Любая другая на месте Гизеллы, учитывая, что она изначально росла без материнской любви, от подобного отношения к себе и своим детям очерствела бы и впала в уныние, но не Гизелла. Ей повезло, что она унаследовала не психику Габсбургов-Виттельсбахов- явно нездоровую, а эмоциональную уравновешенность и крепкое физическое и психическое здоровье отца Франца Иосифа, пережившего противостояние матери и жены, фактическое бегство последней из семьи, гибель сына в страшной трагедии в Майерлинге и, наконец, убийство Елизаветы. А еще была политика, восстания, войны..
Почти после каждого из этих событий можно было свихнуться, но Франц Иосиф был крепким мужчиной и прожил долгий век - умер в 1916 году в возрасте 86-ти лет. До конца жизни у него длились отношения с последней возлюбленной актрисой Катариной Шратт, которые начались еще при жизни Елизаветы. А еще раньше, когда отношения с супругой разрушились, начался его четырнадцатилетний роман с юной чешкой Анной Наговски; императору было тогда 45 лет.
Гизелла же осталась в памяти соотечественников "Добрым ангелом", как прозвали её за сердечность и благие дела - она создавала фонды помощи бедным и сиротам, открывала дома-приюты для инвалидов, слепых и глухонемых. С началом Первой мировой войны Гизелла организовала госпиталь в своем дворце, вместе с дочерьми помогая ухаживать за ранеными.
После смерти Леопольда Гизелла прожила лишь два года, умерла в 1932 году и похоронена рядом с супругом в Мюнхене.
Спасибо всем, кто дочитал!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.
Благодарю Вас за внимание к каналу "Ты - женщина и этим ты права" и приглашаю на другой, посвященный кино:
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5d055e7ec8a6920d90257dee