ОТ МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ ПОСТУПАЮТ ВОПРОСЫ: «КАК ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?», «ОН НЕ ДЕЛАЕТ, ЧТО Я ПРОШУ!», «КАК У ВАС ЭТО ПОЛУЧЕТСЯ?».
Особенно это касается работы с детьми с особенностями развития (#аутизм , #зпр , #зрр , #алалия , с иными #овз ), но и для детей без особенностей, просто осваивающих новые навыки. Тайны в этом нет, есть только знания и опыт. Делюсь и буду рада любым вопросам.
Есть в моем педагогическом арсенале алгоритм «СПП» - скажи, покажи, помоги. Действую именно в указанном порядке. Хотя логично было бы наоборот, от простого к сложному. Возможно, что именно так и получится. Но начинаю со сложного - действия по инструкции, давая ребенку возможность сделать самому и дальше почувствовать мою поддержку. Не получается, опускаемся на ступеньку ниже – к действию по показу. И до этого уровня пока не дотянуться, значит, работаем #«рука в руке» и поднимаемся вверх к успешному освоению навыка вместе.
Этап 1. Скажи. Уровень вербальной инструкции.
- Задача произносится медленно.
- Ребенок в момент обращения смотрит на меня.
- Фраза должна быть простой и короткой.
- В инструкции использую слова, которые #ребенок понимает (то, что очевидно для вас, для ребенка может быть китайской грамотой)
Этап 2. Покажи. Уровень моделирования.
- Показ, сопровождаю речевой инструкцией, по правилам указанным выше.
- Наблюдаю, способен ли ребенок #имитировать мои действия или надо работать над этим навыком.
- Моя любимая фраза "Делай так" или «Делай как я» (для деток, которые понимают).
- Предъявляю каждый шаг задачи отдельно, а не все #задание сразу. Шаг равен тому объему, который ребенок в состоянии воспринимать и запоминать.
- Показываю выполнение задания медленно, сознательно преувеличивая точность показа.
Этап 3. Помоги. Уровень физической помощи.
- Беру своими руками руки ребенка и проделываю вместе с ним все действия.
- Постепенно уменьшаю физическую помощь (слегка прикасаюсь к его рукам, держу руки рядом и т.д.).
- Сопровождаю совместные действия словесными объяснениями.
В конце любого занятия ребенка ждет бонус в виде задания, которое получается у него хорошо. Это поможет закончить #занятие на оптимистической ноте, даже если что-то еще не получается.
А у вас есть секретные фишки обучения детей? Делитесь в комментариях!