Найти тему
Дина Старовойтова

ПОГОВОРИМ О ПРОФОРЕНТАЦИИ

Почему старые подходы неэффективны?

Пока мы умираем от жары, я выпущу серию постов о том, какими принципами я руководствуюсь в консультировании по поводу выбора профессии. Что вы можете узнать с моей помощью и как я помогаю детям и родителям.

Сегодня предыстория. Вернее, описание реальности. Прошу вас не молчать. Задавайте, пожалуйста, вопросы. Выбор профессии для ваших детей - это актуальная тема. У вас много переживаний и волнений по этому поводу. Вместе разберемся в том, что нужно сделать, чтобы не испытывать страх по поводу будущего детей.

Поехали!

Сегодня мы живем в очень неоднозначное время. Оно принципиально отличается от того, в котором  мы с вами выбирали профессии. Но, на самом деле, сравнивать нужно даже не с нами, а с нашими родителями - там все было однозначно. Уже нам выпало выбирать в момент, когда закончила свое существование огромная страна, а новая Россия еще не сформировалась. Вот у родителей да, все было понятно. Все примерно знали, сколько нужно врачей, учителей и пекарей. Выбирая профессию, можно было четко представить себе будущее лет на 20-30 вперед.

Сейчас это невозможно в силу нескольких причин:

  • Индустриальная экономика с госпланом сменилась на рыночную. При этом, рыночная экономика все больше приобретает характер креативной: меняющейся, ставящей уникальные задачи и бросающая сложные вызовы тем, кто в нее погружен.
  • Россия пытается идти по уникальному пути, но, будучи встроенной в глобальный рынок, все равно вынуждена ориентироваться на мировые тренды. Однако массовое образование почти полностью не отвечает требованиям этих трендов.
  • Изменения имеют хаотичный характер и ускоряются в связи с т.н. «черными лебедями» - событиями, которые никто не может прогнозировать (например, текущая пандемия или ускоряющееся глобальное потепление). На эти вызовы нужно отвечать исходя из ситуации «здесь и сейчас». Большинство из вызовов уникальны и человечество с ними никогда не сталкивалось.

Для таких задач нужны определенные характеристики людей, способных профессионально «выжить», не растерявшись и не словив депрессию из-за своей невостребованности и нереализованности.

Благодаря замечательному исследованию, проведенному Global Education Futures, WorldSkills Russia и Сколково, мы с вами знаем, о каких навыках и характеристиках идет речь:

  1. Концентрация и управление вниманием необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой.
  2. Эмоциональная грамотность. Аффективная область приобретает все большую значимость в работе. Понимание своих эмоций, эмпатия, сочувствие помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими (понимаете, почему я в курсе «Самостоятельный ребенок» делаю такой упор на эмоции и работу с ними?).
  3. Цифровая грамотность. Способность работать в цифровой среде, в том числе AR и VR, будет столь же востребована, как способность писать и читать (лишать ребенка доступа к компьютеру, а не учить его с ним обращаться - все равно, что лишать ребенка будущего; это примерно как лишить ребенка навыка самостоятельности; знание компьютера - важно, нужно уметь взаимодействовать,  а не бояться)
  4. Творчество, креативность. При автоматизации рутинной деятельности на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое (в отличие от гонки на результат, при подготовке к ЕГЭ, в развитых странах центром образования становится заинтересованность ученика, нестандартность мышления и свобода действий; личность выше результата - сама по себе эффективная личность уже результат)
  5. Экологическое мышление. Понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы (сейчас особенно просто понять необходимость этого подхода - вся центральная часть России умирает от жары, а это результат неэкологичного подхода к хозяйствованию).
  6. Кросскультурность. В любом городе, в любой рабочей среде будут встречаться все более разные (суб)культуры, в том числе за счет разрыва поколений (синие волосы и отличное вероисповедание - не повод гонений и отказа от сотрудничества).
  7. Способность к (само)обучению. В быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки (поэтому в консультировании я не делаю ставку на одну профессию раз и на всю жизнь - мы с детьми выбираем максимально комфортную, на текущий момент, тоску входа на рынок труда, фундамент, на котором будет строиться профессиональный успех и карьера).

Я начала заниматься профориентацией еще до того, как это стало общегосударственной идеей. Моя способность вовремя и верно видеть изменения. И рассказывать о них вам. Поэтому, стоит обратить внимание и на описанное в этом посте, принять к сведению и договориться с собой о необходимости помочь детям все это развить. А я жду вас на консультациях. Сегодня в сториз расскажу как я их провожу, чтобы у вас было понимание того, как мы с вами будем работать. Да, я уверена, что нам надо с вами встретиться. Поэтому до встречи и жду ваших комментариев с вопросами.