Крис Авеллон (Chris Avellone), гейм-дизайнер первых двух частей серии и автор "Библии Fallout", отвечая на вопрос игрока "Не черпали ли вы вдохновение в обучающих фильмах 50х?" ответил кратенько: "Как я понимаю, атмосфера игры была в значительной мере навеяна обучающими фильмами". Ну, ОК. Осталось разобраться почему именно 50-е.
Для начала, вспомни как это было реализовано, скажем, в Fallout 2
Видишь некий "учебный фильм" созданный Vault Tec, о том, как следует выходить из убежища и зачем нужен ГЭКК. Наглядно и информативно.
Для сравнения - реальный учебный фильм Департамента Гражданской обороны США 1951 года "Duck and Cover" (дословно - "Ложись и укройся"). Что нужно делать при угрозе ядерного взрыва. Наглядно и информативно.
"Мы надеемся, что этого никогда не случится, но, если случится - вы будете готовы, где бы вы ни находились".
Обучающих фильмов, которые доводят порядок действий при ядерной угрозе, было выпущено очень много. Равно как и фильмов с пошаговыми инструкциями по созданию укрытий от радиоактивных осадков (Fallout Shelters). Вот таких, например:
Тоже всё наглядно и очень информативно.
В истории
Правительство США начало участвовать в организации гражданской обороны ещё в годы 1-й мировой войны. Однако, исход 1-й, а затем, и 2-й мировой войн показал, что угроза безопасности граждан минимальна. Комитеты по гражданской обороне при Министерстве существовали и действовали, но серьёзной поддержки со стороны правительства на федеральном уровне не получали, не смотря на неоднократные предложения по реорганизации и улучшению.
Ситуация изменилась в 1949 году, когда стало известно о том, что в СССР успешно проведены испытания ядерного оружия и США больше не являются монополистами. Это заставило администрацию президента Трумана (1945-1953) серьёзно пересмотреть отношение к Отделу Гражданской Обороны (ОГО/OCD) при минобороны.
В 1950 году Конгресс США принимает "Федеральный Закон о гражданской обороне" (Federal Civil Defense Act) и учреждает Федеральное Управление по гражданской обороне (Federal Civil Defense Administration), которому поручено возглавить программу строительства убежищ и укрытий, организацию координации действий населения в случае угрозы и кампании по национальному просвещению.
В эту программу и входили те самые 9 фильмов Duck and Cover, которые предполагалось показывать во всех школах США.
Фильм видели миллионы школьников по всей стране. Но, по признанию самих создателей, главной задачей всё же было показать, что ядерный удар можно пережить в принципе. И, тем самым, нивелировать общегражданскую истерию, осложнённую военными действиями США в Корее, которые на тот момент были в самом разгаре.
И что?
Почему именно 50-е легли в основу сеттинга Fallout? Причин несколько или много. Но вот несколько предположений:
- В обозримой истории не было настолько массовой гражданской истерии по поводу грядущего апокалипсиса. Авторы использовали наиболее яркое из её проявлений.
- В конце 90-х уже был интернет и относительно свободный доступ к оцифровкам ретро-видео, плакатов, журналов, газет. Авторы схватились за то, чего больше всего "лежало на поверхности".
- Ретрофутуризм в 90-х был ещё в диковинку. Это была свежая и оригинальная идея: приспособить представления о будущем в прошлом. 50-е годы отмечены не только апокалиптическими настроениями. Был и прорыв в научной фантастике: Хайнлайн, Азимов, Брэдбери - вот это всё.
- Как это ни странно, но существенное развитие в 50-е получил и жанр "Фильм-катастрофа" в кинематографе: "Война миров", "Столкновение миров", оригинальная "Годзилла".
- Целое направление в дизайне - Atomic Age. Его трудно обойти, согласись-ка.
Это всё предположения, конечно же. Скорее всего всё проще: сработала интуиция. Всё то, что мы принимаем за обдуманные решения, на практике оказывается благополучным стечением обстоятельств. И правильное и успешное решение - это удача и подвернувшийся шанс.
Ответа на вопрос "Почему 50-е годы из нашей временной ветки оказались в далёком 2077-м во вселенной Fallout и в каком моменте находится точка бифуркации?" пока ещё нет.
Продолжаю наблюдение.