Найти в Дзене
Читающим между слов...

Огненное дыхание — Агни Сара Дхаути Крийя.

Оглавление

Одной из шаткарм, в разделе «Дхаути», что в переводе с санскрита означает внутреннее очищение, является Агни Сара Крийя—сущность огня («Агни» — огонь, «Сар» — сущность), «крийя» перевести как осознанное действие.

Агнисара дхаути крийя
Агнисара дхаути крийя
В «Гхеранда-Самхите», эта практика представлена так: «…Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это — Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения».

Эффект от выполнения агнисара крийи

Агнисара дхаути крийя — достаточно полезная и не сложная в исполнении техника. Не стоит забывать, что она является одним из очистительных упражнений, т. е. приводит к эффективному выводу накопившихся ядов из организма, разгоняет застоявшуюся кровь, улучшает перистальтику кишечника и способствует качественному очищению желудка и кишечника. Помогает бороться с депрессией («заряжает оптимизмом», т.к. способствует набору праны).

Агнисара крийя +

  • разжигает пищеварительный огонь,
  • активизирует процесс пищеварения и метаболизм,
  • прорабатывает мышцы живота,
  • создаёт и закрепляет полезные нейронные связи,
  • способствует сжиганию жира в этой области,
  • оздоровляет работу печени, селезёнки и почек, за счёт притока свежей крови,
  • регулирует кислотно-щелочное равновесие.
  • Также данная техника нормализует работу репродуктивной системы, поскольку способствует оттоку застоявшейся венозной крови из области малого таза.

Если проникнуть в энергетические аспекты в тонких проекциях нашего организма, то агнисара дхаути...

  • Тормозит поток апана вайю, нисходящую энергию,
  • что позволяет разогнать энергию на высшие центры.
  • Помимо этого, происходит очищение и гармонизация муладхара, свадхистана и манипура нервных сплетений;
  • это выражается в развитии таких качеств, как терпение, воля, эмоциональный баланс.
  • А также агнисара позволяет быстро согреться, что бывает актуальным при занятиях в холодных помещениях или на улице в утренние часы.
Агнисара крийя является прекрасной подготовкой к выполнению наули крийи, уддияна бандхи и таких пранаям, как капалабхати и бхастрика. Она даёт почувствовать контроль над мышцами брюшного пресса в динамическом варианте.

Техника выполнения.

Существует множество способов выполнения агнисара крийи; основное, что должно соблюдаться в любом из вариантов,

  • это быстрые, энергичные движения животом,
  • максимальная амплитуда втягивания и выталкивания пупка.

Упражнение можно выполнять как стоя, сидя, лёжа так и в некоторых асанах, как на задержке дыхания, так и без неё.

Варианты выполнения агнисара дхаути крийи

· Стоя без задержки дыхания. Поставьте ноги на небольшом расстоянии друг от друга (не шире плеч) и слегка их присогните, наклоните корпус вперёд и упритесь руками чуть выше коленей так, чтобы большие пальцы смотрели на корпус. Руки прямые. Откройте рот, высуньте язык, быстро дышите через рот, словно собака, и двигайте животом в ритм дыханию. Это упрощённый вариант, с которого можно начать.

· Сидя без задержки дыхания. Сядьте в одну из удобных для вас поз, это может быть поза ученика (ваджрасана), лотос (падмасана), полулотос (ардхападмасана), благоприятная поза или поза милосердия (бхадрасана, её рекомендуют в бихарской школе йоги). Далее выполняем всё, как в прошлом варианте.

· Стоя с задержкой дыхания. Стойка аналогична описанной в первом варианте. Сделайте полный выдох (можно согнуться вперёд, чтобы выдох был максимальным, и вернуть корпус, уперев руки выше коленей). Задержите дыхание. Зажмите горловой замок (джаландхара бандха), прижав подбородок к груди ближе к ямке между ключицами. Затем начинайте делать быстрые манипуляции животом, прижимая пупок к позвоночнику и выталкивая его в обратном направлении. Когда захочется вдохнуть, нужно сначала разжать горловой замок, затем желательно сделать довыдох и только после этого спокойно сделать вдох.

· Сидя с задержкой дыхания. Выбираем одну из сидячих поз, описанных во втором варианте, и выполняем всё, как в предыдущем пункте (за исключением стойки).

При употреблении Агни Сара Крийи следует соблюдать разумные правила:

  1. Данная техника выполняется на голодный желудок или не ранее четырёх часов после приёма пищи;
  2. Не обязательно выполнять упражнение 100 раз в один подход, можно выполнять по несколько подходов, например, по 15 раз на задержку, 30 или 50;
  3. Задержка дыхания не должна вызывать сильного дискомфорта. Если после выполнения упражнения не хватает сил сделать довыдох и спокойный вдох, а происходит резкий самопроизвольный вдох, то интервал задержки нужно сократить.

Противопоказания к агнисара дхаути крийи

  • беременность и два месяца после неё;
  • гипертония;
  • нарушения нормального функционирования сердца;
  • болезни желудка в периоды обострения;
  • язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки;
  • год после операций на брюшную полость;
  • инфекционные заболевания, выраженные высокой температурой и диареей;
  • любые злокачественные опухоли;
  • очистительные дни у женщин.

🍇 Как мы видим из всего вышеизложенного, агнисара дхаути крийя является очень полезной практикой. Её регулярное выполнение улучшает самочувствие, поднимает бодрость тела и духа, предотвращает застои как на физическом, так и на энергетическом плане в теле человека. Постепенное включение агнисара дхаути в ежедневную практику позволяет ощутимо продвинуться в выполнении асан и в йоге в целом. Постепенно повышая уровень выполнения агнисара крийи, её можно комбинировать с другими практиками, например, с капалабхати пранаямой, что усилит эффект и от пранаямы, и от крийи.

🍇 Как ни странно, но в наше время многие люди не чувствуют своё тело, и многие сперва даже не понимают, как управлять мышцами живота, поскольку привыкли либо постоянно держать их в тонусе, демонстрируя плоский живот, либо, наоборот, никогда их не напрягают. И когда мы начинаем практиковать агнисара крийю, мы расширяем спектр восприятия своего тела и, как следствие, окружающего мира, у нас появляются новые нейронные связи, и это позволяет нам иначе взглянуть не только на себя, но и на многие вещи.