Найти тему
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Почему Господь, как Справедливый Судья, не наказывает Каина за убийство по справедливости

Убийство Авеля
Убийство Авеля

Из Священного Писания известно, что Господь принял жертву Авеля, а жертву Каина отверг. Задета гордость первенца человеческого рода, гордыня всегда должна быть первой, она не терпит быть второй. 

Как и сатана возгордился своим первенством среди Ангелов и захотел быть богом без Бога, так и Каин захотел быть впереди всех и "лучше всех".

Каину не обидно, что Бог не принял его жертву, ему обидно, что приятна Ему жертва Авеля. В гордом сердце разжигается зависть и гнев, разгорается злость и ненависть…

И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт. 4, 6-7).

Господь указывает Каину именно на его гордыню, которая является матерью всех пороков, — на это зло, которое погубило сатану, а теперь находится глубоко в сердце Каина и может погубить и его. 

Бог, как любящий Отец, призывает Каина к покаянию. Он вразумляет, научает… И даже показав Каину, что жертва его не принята, Господь преподает ему урок, чтобы он задумался:

  • почему?
  • для чего?
  • что нужно исправить, чтобы следующий раз Бог принял жертву?

Но самолюбие уязвлено, грех влечет и господствует, и Каин убивает Авеля. Тот кто был опорой и надеждой для своего отца, а для матери — "приобретением от Господа" (см. Быт. 4, 1), совершает первое убийство на земле.

И даже Всеведущий Бог, зная уже, что Каин совершил злодеяние, надеется, что он раскается и не наказывая сразу, спрашивает Каина:

где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
(Быт. 4, 9).

И снова Господь вопрошает, несмотря на такой дерзкий и надменный ответ:

что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (Быт. 4, 10).

По справедливости, Каин должен сразу же быть умерщвлен. Око за око, смерть за смерть — это справедливо. 

-2

Но Бог даже к братоубийце Каину относится как к сыну. Он как любящий Отец глубоко скорбит, видя какую смертельную  рану Каин нанес не только Авелю, но и своей душе.

Поэтому Он не судит его, как Судья и не сразу наказывает. Господь доверяет Каину, верит в его исправление, способность к покаянию.

  • Бог поступает милосердно. 

В чем же тогда Его Праведный и Справедливый Суд?

В том, что Он не будет судить людей по одному лекалу. Например, одинаково воздавая тому кто вырос беспризорником и тому кто воспитывался в семье...

Он спросит за то, что было дано каждому по его силе и способностям, что мог сделать, но не сделал. И зная человека, не спросит с него невозможного.

Но Страшный Суд для каждого человека, в том числе и для Каина, еще впереди. 

А из этого отрывка Священного Писания, по учению святых отцов, мы можем понять, что Бог всегда приходит на помощь к человеку, даже уже склонившемуся на зло, чтобы отвратить его от совершения греха.

Это происходит у всех по разному: через совесть, через "случайности" (которых у верующих людей не бывает), через посланных, Промыслом Божиим, людей (а иногда и духов), обстоятельств и т.д.

Бог всегда предлагает альтернативный путь — путь Жизни.

Но вступив на путь зла, на путь смерти, человек редко меняет свое решение. Трагедия в том, что он возлюбил грех. Он слышит не Бога, а свою гордость, которая толкает выполнить задуманное. И это только усугубляет его положение, у него нет алиби, грех совершил он сам и сам должен понести ответственность.

  • По сути, для того Бог высылает Адама и Еву из Рая на землю, чтобы люди поняли чего они лишились поверив сатане, а не Творцу и ради чего на самом деле вообще стоит жить. 

Господь допускает человеку ошибаться, надеясь, что он может осознать свою ошибку, пережив и испытав всю горечь, обман и пустоту греха на своем горьком опыте, и обратиться к Богу за помощью. 

Не прятаться от Лица Бога "в листве деревьев", не ссылаться на обстоятельства жизни, не откладывать своего покаяния и не искать оправдания, а сделать мужественный и осознанный шаг к Богу, встать смиренно перед Ним и стыдясь, и осуждая себя, исповедать свой грех, и то, — что Бог есть Спаситель от греха. 

Это и есть дела нашей веры, без которых она мертва. И это те первые плоды, которые ждет от нас Господь.

Чтобы канал «Духовные посевы» мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте “палец вверх”.