Найти в Дзене
Филиал Карамзина

Кого из своих фавориток и жен Петр I любил по-настоящему? Давайте разберемся

Оглавление

Чужая душа – потёмки! Особенно во всём, что касается любви, и уж тем более применительно к «сильным мира сего». Первый русский император определённо не отличался целомудрием, но были ли среди его многочисленных женщин те, которые действительно сумели завоевать его сердце?

Первая любовь Петра I

Как известно, детство этого государя сильно отличалось от большинства историй его «коллег». Неудивительно, что и первая любовь у него тоже вышла не стандартной для царей.

В 16 лет Петра почти насильно женили на Евдокии Лопухиной – девушке очень симпатичной, но весьма недалёкой, что совершенно не соответствовало его предпочтениям. Выбирать было некогда. У старшего брата Ивана жена была уже давно, а регентша Софья планировала отстранить нарышкинского сына от престола, а может и вовсе убить. Словом, мать настояла, а Пётр согласился.

Петр I и Евдокия Лопухина, кадр из фильма "Юность Петра"
Петр I и Евдокия Лопухина, кадр из фильма "Юность Петра"

Вот только если и был у него к жене какой-то интерес, то чисто плотский, да и тот быстро испарился. Уже через месяц Пётр оставил Евдокию и уехал возиться с ботиком на Плещеево озеро. Так он покидал её регулярно, пока после возвращения из Великого посольства не отправил насильно в монастырь. И всё это время параллельно с официальной женой и десятками случайных связей у него была большая любовь.

Сердце русского царя завоевала дочь виноградаря, проживавшего в Немецкой слободе, Анна Монс. Их познакомил Лефорт, и черноокая красавица быстро покорила Петра своей живостью и смелостью. Он дарил ей богатые подарки, выполнял любые просьбы и действительно дорожил расположением женщины. Более того, царь даже готовился развестись с Евдокией Лопухиной и жениться на «кокуйской царице», как Москва именовала Анну Монс.

Петр I и Анна Монс, кадр из фильма "Юность Петра"
Петр I и Анна Монс, кадр из фильма "Юность Петра"

Однако в 1703 году Пётр случайно узнал, что его любимая оказывается годами ему изменяла. Женщину бросили в темницу, а заодно выяснили, что её родственники неплохо зарабатывали на взятках. Заступничество Анны за того или иного человека, как оказалось, стоило немалых денег.

Пётр был глубоко уязвлён. «Монсиху» продержали 2 года под домашним арестом, а жениться разрешили только через 7 лет, когда и сам государь уже готовился связать себя узами нового брака.

«Боевая подруга» первого русского императора

Если чувство к Анне Монс накрыло Петра быстро и стало чем-то вроде маниакальной идеи, то с будущей Екатериной I было иначе. История бывшей портомои Марты Скавронской достаточно хорошо всем известна. Пройдя как военный трофей через постель Шереметева и Меншикова (и бог знает скольких ещё русских, поляков и шведов), она несмотря на свои природные данные и приобретённые умения, конечно, не могла восприниматься Петром как объект нежной привязанности. Только биология и ничего более.

Однако после вскрывшегося предательства Монс, именно она смогла найти нужные слова, чтобы утешить государя, и оказалась удивительно верна ему. Своё новое положение женщина принимала спокойно и безропотно: готова была следовать за Петром, куда ему будет нужно, ждать его сколько придётся, и занимать в жизни ровно столько места, сколько он требовал.

Анне постоянно что-то было нужно: подарки, украшения, протекция. Она никогда не была полностью довольна. Марта, напротив, ни о чём не просила и принимала всё как должное. Спокойно крестилась, приняв новое имя Екатерина Алексеевна, хлопотала по хозяйству, если это было нужно, всегда готова была выслушать, умела снимать приступы головной боли, постоянно рожала и при этом сопровождала государя в любой поездке, если он того хотел.

Екатерина I досталась в сериале "Романовы"
Екатерина I досталась в сериале "Романовы"

По-настоящему её преданность Пётр оценил в Прутском походе, когда они оказались на волосок от плена и (по легенде) только её драгоценности спасли русское войско. Конечно, царь мог и сам потребовать от своей наложницы отдать все богатства ради спасения армии, и это было бы вполне в его духе. Но Петра подкупило, что эту идею Екатерина высказала сама, продемонстрировав самопожертвование ради него и ради страны. Вернувшись из Прутского похода, царь приказал готовиться к свадьбе.

Их семью трудно назвать идеальной. У Петра по-прежнему хватало любовниц: Мария Гамильтон, Евдокия Ржевская, Мария Румянцева, Мария Кантемир, и это не считая случайных связей в различных походах. Однако ни одна из этих женщин не занимала в его сердце такого места, как Екатерина. Известие о её измене в 1724 году стало большим ударом для императора и без сомнения приблизило его скорую кончину.

По легенде за день до смерти Пётр всё-таки помирился с женой, но на самом деле это не так. Умирал он в страшных муках от воспаления мочевого пузыря, постоянно теряя сознание от боли, и ни на какие беседы в голливудском стиле был не способен. Может он и простил свою любимую жену на смертном одре, но она об этом уже не узнала.