На радиаторе старинного грузовика красуется длинное название выпустившей его компании – «Полноприводная автомобильная компания из Клинтонвилля», недвусмысленный намёк на все ведущие колёса, которым уже больше 100 лет.
Этот FWD 1917 года выпуска, гражданской версии, сохранился в единственном экземпляре и тщательно отреставрирован. Заинтересовал он меня своей технической частью.
Как известно, более-менее надёжные полноприводные машины появились ближе к 1940 годам, а этот уже колесил по пыльным тропам в 1917 году.
К слову, некоторое количество FWD даже успело в Первой мировой поучаствовать. Поскольку самое интересное здесь под низом, то сразу туда и заглянем. Благо, клиренс у машины огромный, отлично видно её механизмы.
Крутящий момент от мотора передается валом на коробку передач, размещенную по центру рамы. Там же, сбоку от неё находится редуктор, от которого карданные валы идут к переднему и заднему мосту. Такой себе предшественник раздатки.
Из-за расположения этой штуки по левой стороне рамы, редукторы обоих мостов так же смещены влево. Подвеска тоже заслуживает внимания, спереди тут обычные две рессоры, а вот сзади интересней.
Две продольные рессоры задними краями соединены с одной поперечной, таким образом задний мост с приличными ходами.
Тормоза имеются на всех колёсах. Для своего времени нетипичное решение, ведь обычно только задняя ось была с тормозными механизмами. Сами механизмы ленточные, с механическим приводом.
На этом чертеже видно, какой была конструкция поворотных кулаков переднего моста, запатентованная еще в 1908 году. Одни ступичные подшипники чего стоят, я таких ни разу в жизни не встречал.
Мотор карбюраторный, находится под кабиной, с двумя парами цилиндров, мощностью около 40 лошадиных сил. Зажигание от магнето, основным видом топлива был бензин, но бензо-керосиновую смесь, причем с бОльшей пропорцией керосина, мотор тоже переваривал. В холодное время года заводился он только на бензине.
Напоследок любопытный исторический факт – первым полноприводным грузовиком русской сборки в 1916 году стал «Богатырь», собранный на заводе Челышева и Гюнтера.
По сути это была отверточная сборка шасси из агрегатов FWD, из местного была кабина открытого типа и кузов. По неточным данным было собрано всего четыре грузовика.
Я на Драйв 2
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам