Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как французы устроили самый мощный взрыв своего времени? Один из мощнейших по сей день

Немного предыстории. Французы решают вторгнуться в Португалию и окончательно выбросить английский корпус Веллингтона и его португальских союзников в море. Вторгаются правда, в третий раз.

Первое вторжение проходило совместно с испанцами, которые на тот момент(1807-й год), были союзниками французского императора. Вторжение протекало успешно, королевская семья бежала в Бразилию, армия деморализована, в общем, полный трындец. Но, хвала древним узам дружбы, в Португалию прибывают англичане, преисполненные желанием помочь старому союзнику и конечно же, дать французу по зубам. Получилось, повезло, подписана мирная конвенция. Подписавшие её английские командующие отправились домой, для расследования чего-ж они там подписали. Командование оставили бедняге Джону Муру.

О союзе англичан и португальцев, точнее о Виндзорском договоре. Соглашение действительно давнее, датировано 1386-м годом. Самый длительный дипломатический союз, закреплён браком Жуана Первого, короля Португалии, первым из Ависской династии и Филиппы Ланкастерской, старшей дочери герцога Ланкастерского, Джона Гонта.

Второе вторжение (1809), где испанцы уже не друзья, а большей частью партизаны у французов в тылу, закончилось иначе, лягушатники из Португалии отступили. Не сразу конечно, но тут долгий рассказ. Не смотря на свою победу в кампании при Талавере, первом крупном британском наступлении в войне на Пиренеях, Уэлсли вынужден отступить, так как испанцы, ну просто ужас. Провизию армии британцев не поставляют, сама их армия шлак, а у командующих руки растут не из плеч. Утрирую, конечно же, но это вам для общей оценки ситуации.

Итак, третье вторжение (1810-1811). Армия крупнее, чем в прошлые разы, командующий другой, знаменитый маршал Франции. Андре Массена. Самый опытный командующий, пользующийся полным доверием самого Бонапарта. Тот, настолько верил в его талант полководца, что не разрешил прочим маршалам ему помогать. Странное решение, ну да остров Святой Елены ему судья.

Оставим на минутку, глобальную картину, включим зум. Границу Португалии, в восточной её части обороняла крепость Альмейда. Крепость можно было бы и не брать штурмом вовсе, но иначе конец спокойному снабжению войск, ибо гарнизон дремать не будет, доставая постоянными вылазками. Построенная по всем правилам фортификационного искусства, крепость оборонялась 5-ю тысячами солдат, в основном португальцев, и около 1200 английских солдат. Командиром являлся Уильям Кокс. Вишенкой на торте был тот факт, что крепость имела 100 орудий, 40 из них были 18-и фунтовыми пушками, а то и крупнее. Да и к тому же, орудия были в защищенных казематах. Судя по этому, предстояла долгая и кровавая осада.

Осаждал крепость Мишель Ней, со своим 6-м корпусом, численностью в 16 тысяч штыков, сабель и банников. То есть, 14 тысяч пехоты, тысяча кавалеристов и опять таки тысяча артиллеристов. К тому же, в резерве был 8-й корпус Жана Андоша Жюно.

Включим глобальную карту, увидим что это не всё. В окрестностях крепости стоят английские войска, которые более чем хотят снять осаду. Напротив, армия вторжения, которая не хочет дать им это сделать. И действительно не даёт. Отбрасывая передовые подразделения англичан, французы контролируют два моста через реку Коа, а речка с крутыми берегами, просто так не перейдешь и таким образом смачно харкают в лицо ростбифов. Осаду не снять.

Середина августа, к французам приходят большие пушки. Тут немножко скучной и нудной работы, типа рытья траншей, установки габионов и прочее копание в грязи. Тем не менее, черная полоса в жизни солдат кончается через 9 дней, ибо к этому моменту установлено одиннадцать батарей из 50-и орудий. Пушкари португальской крепости пытались мешать установке осадных орудий и укреплений, но как-то вяло.

26-е августа, шесть часов утра. Начинается обстрел и тяжелая работа обслуги орудий. Сначала ядра не долетают, но как только произведено несколько выстрелов, пушки прогреваются и стреляют дальше. Артиллеристы подкатывают орудие к позиции, работают мокрым банником, гася не сгоревший порох в стволе орудия, закидывают новый порох в мешочках, предварительно сделав в нем отверстие, заталкивают ядро, вставляют новый фитиль и его поджигают. Громкий выстрел, клубы дыма, зато дома, никто не скажет, что пороху не нюхал.

Обстрел продолжался до вечера, город горел, но в целом ничего страшного, брешь в стене еще не появилась, а значит кровавый штурм пока подождёт. Губернатор был уверен, что город выдержит осаду, как случился северный пушной зверёк.

Что нужно пушке? Порох и ядра. Где они хранятся? В темном, сухом погребе, не дай боже, намокнет и испортится. Целый день из погреба на городские стены, вытаскивали бочки с порохом, работая аккуратно, словно с новорожденными. Но как и у каждого человека в нашей жизни, бывают промашки. Кто-то сделал чуть дырявую бочку, поставил её в войска, может быть получил за это деньги. В бочку засыпали порох, поставили в погреб. И вот счастливый момент в жизни каждой бочки, про неё вспомнили. Её несут на верх , к свету. Ехидный порох, думает иначе. Потихоньку, незаметно высыпался и оставил небольшую дорожку от темного и сухого погреба, поднимаясь по лестнице, до самых городских улиц. А на улице обстрел и горящие городские дома.

Кульминацией этой моей пороховой истории, является то, что какой-то сверх удачливый француз попал куда надо. Снаряд упавший рядом с дверью порохового погреба, поджигает ехидный порох, что просыпан на лестнице. Всего лишь щепотка времени, а пламя уже у подготовленных на вынос зарядов. Еще пара мгновений, а уже горят мушкетные патроны, завернутые в промасленную бумагу. Совсем чуть-чуть и шестьдесят восемь тонн пороха, взлетают на воздух. Нет, не так. ШЕСТЬДЕСЯТ. ВОСЕМЬ. ТОНН.

Взрыв был такой силы и мощи, что является одним из самых крупных неатомных взрывов в истории. Естественно, бывало и больше, но это уже позднее. Шесть сотен человек были убиты на месте, покалечило, обожгло и просто ранило еще порядка трёх сотен. Замок, в котором был погреб, уничтожен полностью, частично взорвало и стены, с прочими оборонительными сооружениями. А на следующий день, командующий крепостью Уильям Кокс сдаётся, ибо воевать когда у тебя есть люди, но не чем стрелять, априори глупо. Французы берут в плен выживший гарнизон и получают в качестве трофеев все орудия, что были в крепости. Английская армия отходит вглубь страны, французы следуют по пятам.

Стратегические последствия таковы: Веллингтон теряет возможность задержать Массену у границ страны. Сам отступает почти к Лиссабону, дав одно сражение у Буссако, к готовой линии фортов Торраш-Ведраш, о которой французы попросту не знали, так как строительство шло в полном секрете.

Автор - Андрей Казаков