Он был известен благодаря «Смертельному оружию», «Предзнаменованию», «Супермену» и «Балбесам», но эти фильмы лишь часть блестящей карьеры Ричарда Доннера.
Ричарда Доннера навсегда запомнят как режиссера, создавшего прототип современного супергеройского блокбастера с «Суперменом» 1978 года с Кристофером Ривом в главной роли.
Тем не менее, это не говорит даже о половине блестящей фильмографии режиссера из Бронкса.
Доннеру было уже под сорок, когда появился «Супермен», но он сделал себе имя в Голливуде двумя годами ранее, сняв достаточно устрашающий фильм 1976 года «Предзнаменование».
До этого он был начинающим режиссером, перешедшим от малого экрана к миру кино. Доннер работал над всем, от «Острова Гиллигана» до «Сумеречной зоны». Даже тогда было ясно, что он предназначен для большего, как может подтвердить любой, кто видел «Кошмар на 20 000 футов» – культовый эпизод «Сумеречной зоны», который он снял с Уильямом Шатнером в главной роли.
В то время как разногласия с продюсерами в конечном итоге привели к тому, что он ушел из «Супермена II», в 1980-е годы Доннер зарекомендовал себя как невероятно универсальный крупнобюджетный режиссер, способный справиться со всем, от эпического семейного приключенческого веселья «Балбесов» до баланса между экшеном и комедией, найденным в «Смертельном оружии».
Этот набор качеств вызывал восхищение у самых лучших в киноиндустрии, в том числе у Стивена Спилберга, который одним из первых отдал должное Доннеру, узнав, что он скончался в возрасте 91 года.
«Дик мощно заправлял своими фильмами и был одарен во многих жанрах, – сказал Спилберг, работавший с Доннером над «Балбесами». – Находиться в его кругу было сродни тусовке с любимым тренером, умнейшим профессором, самым сильным мотиватором, самым милым другом, верным союзником и, конечно же, величайшим балбесом».
Доннер, возможно, не имел такого же влияния в 1990-х и начале 2000-х, но он все еще пользовался большим успехом с франшизой «Смертельное оружие» и в качестве продюсера таких фильмов, как «Освободите Вилли» и «Люди Икс».
Что еще более важно, другие фильмы, которые он снял в этот период и в годы между его самыми большими хитами, по-прежнему заслуживают того, чтобы их пересмотреть или посмотреть в первый раз – начиная с этих пяти.
«Леди-ястреб»
Идя по горячим следам «Балбесов» и за два года до «Смертельного оружия», «Леди-ястреб» стала ещё одним важным направлением для Доннера. Это мрачное средневековое фэнтези, в центре которого – таинственный капитан Этьен Наварр (Рутгер Хауэр) и его спутница, леди Изабо (Мишель Пфайффер), пара влюбленных, бегущих от мстительного епископа, наложившего на их головы демоническое проклятие. В то время как Наварра ночью превращается в волка, Изабо днём существует как ястреб. Объединившись с мелким вором Филиппом Гастоном (Мэтью Бродерик), они отправляются на поиски, чтобы победить злого епископа и разрушить чары.
Доннер несколько раз пытался сдвинуть фильм с мертвой точки, прежде чем наконец получил зеленый свет от Warner Bros и 20th Century Fox в середине 80-х. Затем фильм потерпел еще одну неудачу, когда Курт Рассел, первоначально получивший роль Наварры, выбыл во время репетиций.
Это, в конечном счете, оказалось замаскированным благословением для Хауэра, который, возможно, сыграл свою лучшую роль со времен «Бегущего по лезвию». Не всё в картине идеально – персонаж Бродерика кажется слишком близким к Феррису Бьюллеру, а экранное время можно было урезать, – но он остаётся прекрасно реализованным фэнтезийным эпосом, полным запоминающихся декораций, потрясающей кинематографии и завораживающей игры от Пфайффер.
«Леди-Ястреб», став кассовой бомбой после выхода в прокат, выдержала испытание временем, собрав культ последователей как подлинный и свежий взгляд на формулу меча и магии.
«Маверик»
«Маверик» – весёлая, остроумная комедия по мотивам классического телесериала. В эпоху, когда большинство вестернов были смертельно серьёзными, фильм Доннера казался глотком свежего воздуха, и очень много выиграл от мастерского сценария Уильяма Голдмана, который был одновременно остроумным и непредсказуемым.
Последний из серии фильмов с участием своего рода музы Доннера, Мела Гибсона. На этот раз Мел играет Брета Маверика, блестящего карточного игрока и не менее впечатляющего афериста, пытающегося собрать достаточно денег, чтобы заработать место в покерном турнире с высокими ставками. По пути он вынужден бороться с другим мошенником в лице Аннабель Брансфорд (Джоди Фостер), а также с маршалом Зейном Купером, которого играет Джеймс Гарнер, снявшийся в оригинальном сериале.
Хотя изобилие камео звезд кантри-музыки и таких, как Дэнни Гловер, может немного отвлекать, в «Маверике» есть что-то удивительно очаровательное, все актёры – в отличной форме и могут похвастаться неоспоримой химией, которая помогает поддерживать драйв фильма.
Кульминационная игра в покер, в которой Маверик сталкивается лицом к лицу с психопатическим Ангелом Альфреда Молины, также мастерски передана Доннером, который усиливает напряжение, когда Маверик раскрывает руку медленным броском последней карты в камеру. Критический и финансовый успех «Маверика» был в значительной степени потерян во времени, но его следует поискать.
«Теория заговора»
В «Теории заговора» есть что-то странно пророческое, учитывая нынешнюю склонность к подобным обсуждениям в Интернете. Один из самых изобретательных и интеллектуальных фильмов Доннера вместе с Гибсоном, на этот раз Мел играет Джерри Флетчера, нью-йоркского таксиста со склонностью к параноидальным теориям заговора.
Жизнь Джерри принимает странный оборот, когда он оказывается мишенью группы теневых правительственных головорезов во главе с доктором Джонасом (Патрик Стюарт). Он быстро осознаёт, что один из заговоров, который он продвигал в своем еженедельном бюллетене (это было в 90-е годы), основан больше на реальности, чем он думал. Вопрос в том, какой именно?
Захватывающий триллер с характерным для Доннера искрометным юмором, «Теория заговора» подкреплена присутствием неизменно надежной Джулии Робертс в роли адвоката, питающего слабость к Джерри. Несмотря на длительное сюжетное повествование, Доннер поддерживает динамику фильма в увлекательном темпе, в то время как игра Гибсона – это как раз та сторона маниакальности, которая заставляет вас сопереживать ему.
Хотя картина имела успех у зрителей, «Теория заговора» получила неоднозначные отзывы, но, похоже, всё больше и больше заслуживает переоценки.
«В ловушке времени»
Некоторые фильмы длинные, глупые, но очень весёлые. «В ловушке времени» прочно входит в эту категорию. Это дерзкий и простой фантастический фильм, который может соперничать с такими, как «Ядро» и «Геошторм», и к тому же очень интересный.
Тот факт, что в нем есть Джерард Батлер, а также покойный великий Пол Уокер, только усиливает это чувство.
Уокер играет Криса Джонстона, который вместе с Андре Мареком (Батлер) и командой других археологов отправляется через червоточину в прошлое, во Францию 14 века, чтобы спасти своего профессора, доктора Эдварда Джонстона (Билли Коннолли), который оказался отцом персонажа Уокера.
Основываясь на книге Майкла Крайтона, Доннер пытался снять «Парк Юрского периода» десятью годами ранее и ухватился за возможность адаптировать «В ловушке времени» для большого экрана. Хотя съёмки проходили без сучка и задоринки, Доннер неоднократно конфликтовал с Paramount Pictures на этапе постпродакшна и был вынужден трижды перемонтировать фильм, в результате чего дата выхода была перенесена почти на год. Получившаяся в результате редакция не понравилась Крайтону, причем так сильно, что он снял свою лицензию на этот фильм на несколько лет.
Получила бы оригинальная версия Доннера лучшие отзывы или одобрение Крайтона, еще неизвестно, но то, что осталось, по-прежнему является хорошо снятой, увлекательной картиной с некоторыми аккуратными средневековыми вкраплениями экшена.
«16 кварталов»
Последний фильм Доннера также считается одним из самых недооцененных. На первый взгляд, «16 кварталов» звучит как идеальное название для фильмов о приятелях-полицейских.
В нем Брюс Уиллис играет Джека Мосли, измученного детектива полиции Нью-Йорка, у которого проблемы с алкоголем, и которому поручено доставить в суд свидетеля Эдди Банкера. Проблемы возникают, когда появляются некоторые сослуживцы Джека, чтобы убить Эдди и помешать ему дать показания. Жаждущий искупления, Джек решает наказать потенциальных убийц и вовремя доставить Эдди в суд.
Довольно шаблонная предпосылка подкрепляется тем фактом, что она разыгрывается в режиме реального времени, когда Эдди нужно доставить в здание суда не позднее 10 утра. В этом смысле Доннер оказался на новой территории с боевиком, в котором правит уникальное ощущение времени.
В то время как создатель фильма не новичок в формуле экшена, в этой постановке он наполняет сюжет обновленным чувством хаоса, когда Джек и Эдди пробиваются сквозь вооруженных противников, оживленную толпу и дикий дорожный трафик, и всё это на фоне какофонии криков, автомобильных гудков и выстрелов.
Это фильм о погоне пешком, а не на четырех колесах, сюжет преодолевает 16 кварталов за 118 минут и не останавливается ни на секунду.
Добавьте к этому всегда киногеничного Дэвида Морса в роли лидера теневых копов, жаждущих крови Эдди, и вы, возможно, получите один из самых недооценённых боевиков начала 2000-х.