В этом году в основных программах Каннского кинофестиваля участвуют сразу несколько фильмов из России:
- экранизация романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе», снятая Кириллом Серебренниковым и (кто бы сомневался) попавшая в конкурс;
- фильм очередной сокуровской ученицы Киры Коваленко «Разжимая кулаки» в программе «Особый взгляд» – попытка разыграть ту же карту, которая выстрелила с Балаговым несколько лет назад: опять Кавказ, опять патриархат, опять продюсер Роднянский;
- и «Дело» Алексея Германа-младшего, тоже в «Особом взгляде».
(Трейлеры этих фильмов я выложу в конце, чтобы вы могли морально подготовиться.)
В «Деле», кажется, сошлись все современные политологические штампы. Главный герой – профессор русской литературы, специалист по Серебряному веку, фанат некогда «гонимых» Ахматовой и Мандельштама, обвиняет мэра в коррупции и вдогонку рисует на него карикатуру, где тот сношается со страусом.
В ответ профессору шьют дело, обвиняют в воровстве и сажают под домашний арест, как уже упомянутого выше Серебренникова. И пока коллеге-Серебренникову запрещен выезд из страны, Герман бодро отправляется в Канны, где он улыбается во все щеки, принимает овации и раздает интервью.
А критики тем временем отрабатывают свой скромный хлеб:
Фильм «про то, как коррупция превращает живых сложных людей — в односложный гомогенный электорат» (Лариса Малюкова, Новая газета)
«Главное, что удалось в фильме - поймать токсичный дух времени, заставляющий хороших людей совершать совсем нехорошие поступки» (Стас Тыркин, Комсомольская правда)
«Маленькое и низкобюджетное» – это 450 млн рублей. В главной роли снялся грузинский актер Мераб Нинидзе, который еще в 90-е уехал в Великобританию, потом в Вену, и сейчас является гражданином Австрии, а привезти его в Репино помог Швыдкой, то есть Минкульт:
По информации газеты «Фонтанка», «Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга».
А вот как такие новости воспринимают читатели «Фонтанки»:
Зачем Алексею Алексеичу нужен был именно Нинидзе – дело ясное: талант. Правда, судя по его небогатой фильмографии, Нинидзе востребован исключительно на российских проектах – в зарубежных постановках он появляется крайне редко и в эпизодических ролях на самом заднем плане.
Также в картине задействована тяжелая артиллерия нового российского кино: Александр Паль в роли следователя, Светлана Ходченкова (медработник), Александра Бортич (дочь), Анна Михалкова (порядочный адвокат) и Роза Хайруллина (мать). Поразительно, как такая типичная тюзовская актриса, как Хайруллина, удивительно похожая на Олега Каравайчука перед смертью, в последнее время стала на редкость востребованной в кино. Наверное, одно ее присутствие, болезненная прическа и характерные хрипы придают отечественным фильмам неповторимый шарм чернушности и безысходности.
Ну а Бортич рядом с Михалковой – это даже смешно, если вспомнить совсем недавний скандал, когда Михалков-отец отчитывал молодых актеров (и Бортич в том числе) за большие гонорары и неверные политические убеждения.
А что же пишут о фильме «Дело» западные мэтры?
Вот, например, кинокритик Лесли Фельперин, постоянный автор The Hollywood Reporter и The Guardian:
Фильм «Дело», «открыто критикующий повсеместную коррупцию и поддерживаемое государством насилие, которое распространяется метастазами по всей России, найдет отклик у всех, кто знает, как жестоко обращаются с людьми, выступающими по всей стране […] Нетрудно представить, что Герман, чей режиссерский стиль тяготеет к онейрическому и лирическому, испытывает особую симпатию к вкусам своего героя, даже если они далеки от ортодоксальных взглядов люмпен-пролетариата»
(Лесли Фельперин, The Hollywood Reporter)
В общем, всё та же плакатная публицистика времен Холодной войны. Кажется, Германа-младшего ждет огромный международный успех и возможно даже перепадет какой-нибудь (спец)приз, как это случилось совсем недавно с Кончаловским в Венеции.