Найти тему
Судострой

Морские беспилотники набирают скорость: "Кибербоат" разгоняется до 60 узлов

О том, в каком направлении может развиваться морская робототехника, можно судить по прошедшему X Международному военно-морскому салону. Одним из экспонатов выставки стала беспилотная платформа «Кибербоат-330», способная развивать скорость до 60 узлов.

Платформа "Кибербоат-330" на МВМС-2021 / Фото: Судострой
Платформа "Кибербоат-330" на МВМС-2021 / Фото: Судострой

«Кибербоат-330» – это совместная разработка концерна «Гранит-Электрон» и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Судя по логотипу на платформе, в проекте также участвует НПК «Морсвязьавтоматика». Широкой публике платформу впервые показали на подмосковном форуме «Армия-2020». Теперь «Кибербоат» дебютировал на выставках в Северной столице.

Длина платформы «Кибербоат-330» составляет 3,3 м, ширина – 1,58 м, осадка – 0,34 м, водоизмещение – 0,55 т, снаряжённая масса – 390 кг. В зависимости от энергоустановки платформа может нести полезную нагрузку до 160 кг.

Плавсредство снабжено гибридной энергоустановкой, которая включает двигатель внутреннего сгорания мощностью 99 кВт и электродвигатель мощностью 25 кВт. Максимальная скорость, развиваемая с помощью водомётного движителя при работе от двигателя внутреннего сгорания, может достигать 60 узлов.

Водомётный движитель / Фото: Судострой
Водомётный движитель / Фото: Судострой

Дальность хода в гибридном режиме составляет порядка 500 миль, на аккумуляторных батареях (20-100 кВт*ч) – до 400 миль. В зависимости от ёмкости аккумуляторов запас топлива составляет 50-200 л.

Корпус «Кибербоата» выполнен из алюминия и композитных материалов. При прохождении мелководных участков защиту корпуса обеспечивает износостойкое покрытие. Для возврата на ровный киль при сильном волнении предусмотрена стойка контр-опрокидывания. В случае повреждения корпуса непотопляемость должны обеспечить баллоны со вспененным полиэтиленом.

Также «Кибербоат-330» может похвастаться наличием системы технического зрения, системы расхождения с препятствиями и системы поддержки курса.

Такая беспилотная платформа может использоваться для решения различных задач. Например, для проведения поисково-спасательных операций, патрулирования, экологического мониторинга, исследований Мирового океана, мониторинга рыбных запасов, создания карт морского дна.

Модуль полезной нагрузки расположен в носовой части платформы / Фото: Судострой
Модуль полезной нагрузки расположен в носовой части платформы / Фото: Судострой

По замыслу разработчиков, благодаря небольшому весу и малым габаритам такая платформа может перевозиться на прицепе. При этом рабочее место оператора может располагаться в кузове микроавтобуса. Также управлять платформой можно с мобильной станции на базе ноутбука, планшета или телефона.

Стоит отметить, что «Кибербоат-330» является одним из представителей линейки беспилотных надводных плавательных средств от петербургского Политеха. Для образовательных учреждений конструкторы предлагают «младшего брата» «Кибербоата» – комплекс «Кадет-М». Ранее такое оборудование было поставлено в Нахимовское училище и Яхт-клуб Санкт-Петербурга для изучения воспитанниками основ морской робототехники. Соответственно, и максимальная скорость у «Кадета-М» – всего 12 узлов.