Пока в прокате идёт "Амели", напомню, что в этом году у фильма юбилей: ровно 20 лет назад мир покорила история о похождениях французской девушки по имени Амели Пулен. Мне хочется вспомнить одну интересную историю, связанную с композитором этой романтической комедии.
Изначально режиссёр "Амели" Жан-Пьер Жёне планировал привлечь к работе над саундтреком "Амели" Майкла Наймона. Но однажды, он услышал в машине своего ассистента музыку бретонского композитора Яна Тьерсена и был настолько впечатлен, что скупил все его диски.
Жан-Пьер сразу же предложил поработать Яну над саундтреком для своего нового фильма. Тьерсен согласился. Музыка должна была идеально вписаться в атмосферу будущего фильма - странная, романтичная, инструментальная, и по-настоящему французская, c элементами фольклорных оттенков.
Тьерсен это особенный композитор, склонный к различным музыкальным
экспериментам и смешению жанров. Маэстро легкой музыки, так прозвали Яна Тирсена в народе, филигранно соединяет в своих работах академический базис и тенденции сегодняшнего дня, такую характеристику он получил от одного музыкального издания.
Поэтому, во время работы над фильмом, к сочинению музыки он подходил интуитивно и не выносил никаких надуманных концепций, следовательно и к содержанию фильма привязываться не желал.
Многие ошибочно считают, что все пьесы написаны специально для фильма, но это не так. Для фильма композитор сочинил всего лишь
3 вариации одной пьесы ("La valse d’Amelie") и ещё две композиции
("La redécouverte" и "L’autre valse d’Amélie" - вальс Амели).
В фильме он представлен в 3-х версиях - аккордеонной, фортепианной и оркестровой. Наверное, самая запоминающаяся последняя из этих трех, которая звучит, как волшебная музыкальная шкатулка.
Остальные пьесы Жене отобрал собственноручно - в основном из трёх, уже вышедших, альбомов Тьерсена. Интересно и то, что Ян предпочитал работать сам - причём не только сочинять музыку, но и самостоятельно играть на всех инструментах. Во всём саундтреке лишь две композиции не принадлежали авторству Тьерсена - песни "Guilty" и "Si tu n’etais pas la", сочинённые ещё в 1930-е годы. Кроме особо любимых композитором фортепиано и аккордеона, мы можем услышать в саундтреке банджо, клавесин и даже звук вращающегося велосипедного колеса в конце композиции "La dispute".
Кстати, на альбоме 2019 года под названием "Portrait". Ян выпустил еще одну версию композиции "La dispute", где она звучит все так же искренне, буквально заставляя слушателей, испытывать чувства лёгкой и нежной ностальгии по прошлому.
Альбом "Portrait" полностью записан аналоговым способом вживую с музыкантами на 24-дорожечную двухдюймовую магнитофонную ленту, смикширован на стереофонической четырехдюймовой ленте и затем перенесен с ленты на винил.
«Ограничение манипуляции цифровыми методами наложения или внесения изменений музыкальные произведения
придает особую энергетику процессу записи, которая
теряется из-за безграничных возможностей
цифровой записи. Отказ от оцифровки звука позволяет сохранить музыку настоящей». - говорит Ян Тирсен.
Широта творческого замысла композитора хорошо раскрыта также и в других его студийных альбомах, и в трагикомедии "Гуд бай, Ленин!", и в биографическом фильме "Табарли" про жизнь знаменитого французского яхтсмена Эрика Табарли. Офицера французского флота, по праву считающимся отцом французского яхтинга.
Так вот, после выхода фильма и альбома "Le Fabuleux Destin d’Amélie
Poulain" или "Амели" Ян Тьерсен получил славу во всём мире.
Вслед за саундтреком, бретонский композитор издал альбом "L’Absente",
но популярность "Амели" затмила его, и он долго оставался незамеченным, что очень не нравилось композитору.
А слава, обрушившаяся на Тьерсена после всемирного успеха фильма, пришлась ему совсем не по вкусу:
«Произошло наложение двух красивых вещей – моих мелодий и этой
картины. И это сработало. Вот и всё. Говорить тут больше не о чем.…
Меня очень удивляет, когда мои работы пользуются успехом даже во Франции, не говоря уже о других странах. Когда я занимаюсь каким-то проектом, я думаю только о том, как бы получше его сделать, а совсем не о коммерческом успехе».
Тьерсена страшно раздражало, когда на его концерты стали приходить поклонники "Амели", требующие сыграть что-нибудь из саундтрека. В ответ композитор вообще отказался исполнять эти композиции, заявив, что для него они — «мёртвое прошлое».
«…я бы хотел, чтобы мою музыку слушали, не связывая её с фильмом. И любили её, не вспоминая про "Амели".
Тем не менее, именно благодаря фильму, удивительное творчество бретонского композитора открылось множеству людей.
Хотя лично я открыл для себя его музыку только после просмотра,
еще одного прекрасного фильма "Гуд Бай, Ленин!".
Настоятельно рекомендую Вам, лично ознакомиться с его необычными выступлениями и прекрасным музыкальным творчеством. Так как прослушиванием знаменитого саундтрека к "Амели", определенно, ограничиваться не стоит. Ведь Ян Тьерсен создаёт по-настоящему изящные, нежные и уникальные произведения, которые точно не нужно воспринимать через призму такого узкого понятия как "саундтрек".
Ссылки на выступление бретонского композитора:
Yann Tiersen and band perform live in the KEXP studio. Recorded May 9, 2012.
Yann Tiersen performing live in the KEXP studio. Recorded June 14, 2014.
Еще больше текстов и материалов о кино в нашем телеграм канале "Кубрик и двойной апельсин"