Найти тему
Поездочка

Верхом по Волге. Тетюши, а так же Болгар - сердце Татарстана.

Оглавление

Прошлая статья была о Казани - столице Татарстана, а сегодня мы поговорим о его сердце, но сначала Тетюши.

Тетюши.

Город Тетюши известен со времени Казанского царства. Указан в отчете А.Дженкинсона о его путешествии по Волге к Каспийскому морю в 1558 г. как Petowse в 20 лигах ниже устья реки Камы. Основан между 1574 и 1578 гг., тогда же около города было построено сторожевое укрепление — Карлинская черта или «Старая Тетюшская засека», следы которого сохраняются и до настоящего времени.

С середины XVII века Тетюши утрачивают своё военное значение, так как их роль берёт на себя построенный в 1648 году Симбирск.

В декабре 1708 года Тетюши вошли в состав новообразованной Казанской губернии. В 1768 года здесь был путешественник П. С. Паллас. В 1781 году Екатерина II возводит Тетюши в разряд городов. Был учрежден герб города. В 1802 году снова стал уездным городом Казанской губернии.

До революции Тетюши оставались типичным купеческим городком. В XIX веке основными занятиями жителей являлись торговля хлебом, рыболовство, работы на местной пристани и судах. Население города в начале XIX века не превышало 1 тыс. человек.

Музей истории Тетюшского края является старейшим в Татарстане. Располагается в бывшем особняке купца П.В.Серебрякова. Тетюшский краеведческий музей открыт 11 июля 1920 года. Первые поступившие экспонаты были как национализированные частные собрания, так и переданные из Казани экспонаты отдела по охране памятников старины и искусства художественного фонда. Фонды музея сотсавляют более 30 тысяч предметов музейного значения. Среди них имеются такие раритеты как:, оружие 12-19 в.в: бердыш, протазан; железный подшлемник с кольчугой 17 век, кирасы-доспехи воина кавалергардского полка. Собраны богатые коллекции фарфора, осветительных приборов, мебели, одежды представителей разных национальностей и др.

Сегодня музей располагается в здании, которое является памятником архитектуры – дом купца 1-ой гильдии, Потомственного Почётного гражданина города Тетюши Петра Васильевича Серебрякова.

В настоящее время в доме Николая Федоровича Крупина расположена детская библиотека. Николай Фёдорович Крупин купец второй гильдии, получил благодарность от Тетюшской городской Думы за желание построить здание прогимназии.

-2

За строительство женской прогимназии было присвоено звание Потомственного Почетного гражданина города Тетюши.

Владелец усадьбы П.И. Колсанов -купец 2-й.гильдии, крупный хлеботорговец, имел свои пароходы и хлебную пристань на Волге, сбывал муку-крупчатку в города Казань, Рыбинск, Санкт-Петербург. Комплекс усадьбы сло­жился в период 1878-1900 годах.

-3

С 1960 года по настоящее время в здании располагается школа искусств.

Троицкий собор – первое каменное здание города Тетюши, построенное в 1773-1777 годах на средства прихожан. В 1904-1907 гг. проводилась капитальная реконструкция. В 1930-х годах храм был закрыт советской властью и подвергся разорению (полностью был уничтожен алтарь, разрушена колокольня и её фундамент.

-4

С 1950-х годов здание храма занимала Тетюшская автошкола ДОСААФ. Апсида заново выстроена в 1989-1991 годах, коло­кольня построена временная, стоит отдельно от храма. Собор вновь освящен 30 сентября 1990 г. епископом Казанским и Марийским Анастасием.

Болгар.

Название города Булгар связывают с этнонимом булгары. Наиболее ранние булгарские поселения на территории современного Болгара возникли на рубеже IX—X столетий. Самые ранние укрепления X в. были сооружены в устье Малого Иерусалимского оврага из-за его близости к Волге, а также на центральном плато городища.

Причиной создания укреплённого булгарского поселения на высоком берегу Волги у слияния её с Камой видится в удобном расположении, которое позволяло контролировать значительную территорию. Ещё одним толчком к его созданию послужило возникновение Ага-Базара — важнейшей торговой площадки Волжской Булгарии.

В 920 году арабский географ ал-Балхи впервые упоминает о Болгаре. В 922 году Волжскую Болгарию по приглашению её правителя Алмуша посещает посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, секретарём в котором был Ахмад ибн Фадлан. Он отмечает, что булгары приняли ислам.

В то время заслуженной славой пользовались булгарские мастера — ювелиры, каменщики, кожевенники, кузнецы. Булгарские ювелирные изделия, булгарские кожи, меха, мёд, булгарская кольчуга были известны во многих странах и пользовались там большим спросом. Булгарские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы и Азии. В свою очередь, торговцы из Китая, Багдада, Дамаска, Испании, Скандинавии приезжали на ежегодную всемирную ярмарку в Булгар. Многие иностранные торговые концессии имели в городе свои слободы и улицы.

На карте арабского географа Идриси 1154 года Булгар и Волжская Булгария очень подробно показаны.

До монгольского завоевания в 1236 году город являлся одним из центров внешней торговли Волжской Булгарии.

В конце 1223 — начале 1224 года монгольские войска Джэбэ и Субэдэя, прошедшие через Иран, Кавказ и разбившие на Калке русских и половцев, потерпели поражение от булгар. Однако в 1229 году монголы предприняли новый поход, захватили город Саксин в нижнем Поволжье и атаковали булгарские сторожевые поселения на Яике. В том же году булгары на 6 лет продлили мирный договор с Владимирским княжеством.

Город был завоёван и сожжён в 1236 году в ходе общемонгольского Западного похода, возглавляемого вторым правителем улуса Джучи Бату.

До возведения Сарай-Бату в Булгаре располагалась ставка Бату. При мусульманине Берке Булгар стал центром земель бывшей Волжской Булгарии. В этот период в городе были построены каменные здания, частично сохранившиеся и по нынешний день.

В 1361 году князь Булат-Тимур сжёг Булгар, который, однако, вновь возродился. После битвы на Кондурче (1395г.) Булгар, как и другие булгарские города, был разрушен войсками эмира Тимура. Затем был восстановлен.

В 1399 году Юрий Дмитриевич совершил успешный поход на Среднее Поволжье — первый поход, в котором русские разорили достаточно обширные татарские земли, разгромив 14 городов (включая Булгар, Жукотин, Казань, Керменчук), приведя на Русь огромную добычу.

В 1431 году город был окончательно разрушен воеводой великого князя Василия II Фёдором Палецким, что, по мнению некоторых историков, положило конец надеждам на восстановление прежней Булгарии. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань. В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань, а государство стало называться Казанское ханство.

С 1552 года, после завоевания Казанского ханства, город вошёл в состав Российского государства.

В XVII веке на месте Болгара основан православный Успенский монастырь. Развалины Болгара специально посещали царь Пётр I и императрица Екатерина II.

С 1781 года — уездный город Спасск Казанского наместничества (с 1796 года — Казанская губерния). В XIX веке Спасск служил перевалочным пунктом сельскохозяйственных грузов для соседних городов. В 1856 г. в городе была 1 церковь, 246 домов, 5 лавок.

В 1926—1935 годах город хотя на всех картах назывался Спасск, но для отличия от других городов с тем же названием иногда именовали Спасск-Татарский. Город Спасск был переименован в 1935 году в Куйбышев (в память В. В. Куйбышева, умершего в 1935 г.) и просуществовал под этим названием до 1957 года.

В 1957 г. в результате заполнения Куйбышевского водохранилища город был затоплен. В 1957 г. был заложен новый город с названием Куйбышев в 23 км к юго-западу от затопленного города, в 2 км западнее села Болгар. В результате развития город почти поглотил село Болгар.

В 1969 создан Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник (с 2000 музей-заповедник), помимо раскопок ведущий консервацию и реставрацию памятников монументального строительства.

В 1991 город был переименован в Болгар по имени поглощенного им села на территории которого располагаются остатки древнего города Болгар Волжской Болгарии.

С 2010 года по инициативе и при попечительстве первого президента Татарстана в Болгаре началась реализация комплексного проекта «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар».

Среди городских музеев, расположенных на территории Городища, особого внимания достоин относительно молодой Музей истории Булгарской цивилизации.

-5

Он работает с 2013 года. Вновь построенное здание дополняет исторический облик городища. Оно выстроено в духе сохранившихся объектов древней архитектуры. Сооружение стоит на берегах Волги и помимо-культурно просветительского имеет ещё и инфраструктурное значение – здесь располагается функционирующий речной вокзал.

Названия музея говорит само за себя: экспозиция, размещенная на двух верхних этажах и занимающая около 2-х квадратных километров общей площади, предлагает посетителям удивительное путешествие по самым интересным страницам истории города и народа, основавшего его. Одна из выставок музея посвящена этапам изучения истории и культуры булгарской цивилизации. Всего в фондах около 1600 разнообразных экспонатов.

Белая мечеть - визитка города, мимо которой не пройдет ни один турист. Правда, достопримечательность современная: построили Белую мечеть в 2012-м. Она мгновенно завоевала популярность: архитектурный ансамбль, возвышающийся на фоне искусственного водоема с зеркально-гладкой водой, удивительно напоминает жемчужину Индии – мавзолей Тадж-Махал.

Посетить святыню может бесплатно любой турист. Убранство Белой мечети, в соответствии с исламской традицией, достаточно аскетичное. Стены украшены цитатами из священных текстов. Главный элемент декора – роскошная люстра с множеством маленьких светильников. Здание окружает красивый сад, на территории расставлены скамейки для отдыха посетителей. Белая мечеть – одно из главных культовых сооружений Татарстана: в ней проходят праздничные намазы и конференции с участием гостей из разных городов страны.

Принятие ислама –кульминационное событие в истории булгар и татарских земель в целом. По значимости его можно сопоставить с Крещением Руси для православного населения нашей страны. На волжских берегах, лежащих далеко на север от ставших «родиной» ислама арабских земель, эта религия была впервые объявлена официальной ещё в 922 году.

-8

Спустя 1090 лет в городе Болгар появился объект, официально именуемый «Памятный знак». Но это не какая-нибудь малозначительная стела, как можно думать из названия, а целое здание в два этажа с красивым золотистым куполом, увенчанным полумесяцем.

-9

Одно из главных сокровищ Болгара – священная книга мусульман, гигантский Коран. Он признан самым большим в мире. Масса книги – 800 кг, габариты составляют 1,5 × 2 м. Число страниц в Коране – 632. Музей, где хранится это чудо, представляет собой памятный комплекс, посвященный принятию ислама волжскими булгарами в 922-м. Обложка монументальной книги декорирована малахитом, фианитом, яшмой и драгоценными металлами. Изготовили Коран в Италии, средства были пожертвованы добровольно. На нижнем этаже здания находится выставка, посвященная истории ислама и его становления в регионе. Самый примечательный экспонат – мозаичное панно, изображающее сцену принятия булгарами исламского вероисповедания.

Восточный мавзолей – один из наиболее хорошо сохранившихся памятников исламской архитектуры в Болгаре. Усыпальница шатрового типа выполнена из крупного камня под названием волжский туф и покоится на квадратном основании. В отделке также использован известняк. С одной стороны расположен вход, с других – стрельчатые оконные проемы. Стены раньше были декорированы орнаментами, но до наших дней они не сохранились.

-10

Здание построено около семи столетий назад и служило усыпальницей для болгарской знати. В XVIII в. оно временно исполняло роль православного храма.

Главные достопримечательности Казани и Булгара, как центров исламской культуры в Татарстане, – величественные мечети разных исторических периодов. В их числе – Соборная мечеть, святыня, напоминающая о величии Золотой Орды. Основана она была в середине XIII в., когда эти территории захватил хан Батый.

-11

К мечети вело сразу несколько городских улиц, чтобы прихожанам удобно было добираться сюда на молитву. Поскольку сооружение при необходимости должно было исполнять и оборонительную функцию, по углам достроили боевые башни.

Малый минарет называют в качестве противопоставления Большому, расположенному у Соборной мечети. До нашествия Золотой Орды на его территории находились городские районы. Малый минарет был построен в XIV в.

-12

При ордынцах здесь было основано кладбище Ханское. Минарет стал частью погребального комплекса с мечетями и усыпальницами. Сегодня сооружение представляет собой башню высотой 16 м. Она стоит на кубическом основании. Визуально минарет своими массивными формами напоминает оборонительное сооружение. В верхней части есть обходная галерея. К ней ведет лестница, насчитывающая 40 ступеней. В погребальный комплекс также входит ханская усыпальница.

Другое название старинной постройки – Монастырский погреб: здесь монахи хранили продовольствие. Мощеная камнем дорога вела к нему от Соборной мечети. Датирован Северный мавзолей 30-ми гг. XIV столетия.

Северный мавзолей
Северный мавзолей

От первоначального здания уцелел фундамент, частично стены и облицовка. В 1960-х прошла реставрация сооружения.

Музей хлеба представляет собой целый комплекс зданий из дерева. Мельница, амбар, рига, кузница и усадьба мельника – здесь найдется все, чтобы познакомить туристов с процессом производства хлебных изделий и их разнообразием.

-14

Основан музей в 2012-м и занимает ухоженную территорию в 5 гектаров.

Успенская церковь была возведена в 1730-х гг. в память о визите в Болгар императора Петра I. Средства на постройку выделил купец Михляев. Изначально храм относился к Успенскому монастырю, но после стал приходским.

-15

При большевиках Успенская церковь пришла в сильное запустение. В 1969-м она вошла в состав Болгарского заповедника, включавшего самые примечательные архитектурные памятники города.

Речной порт основан в 2013-м и завоевал славу одного из красивейших волжских портов. В здании действует Музей болгарской цивилизации, так что порт – объект и инфраструктурный, и туристический. Его площадь – 4 тыс. м2.

-16

Оно органично вписано в прилегающий рельеф: нижний выход ведет на портовую площадь, верхний – на территорию исторического центра. При этом экстерьер соответствует традиционной архитектуре.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой инстаграм и на мой канал чтобы не пропустить новые публикации)