Найти в Дзене
DL24 | История авто

Мовиль: «тогда» и «сейчас»

Оригинальный препарат «Мовиль» по советской рецептуре являлся восковым антикором на основе искусственных восков и растворителя, с добавлением ингибиторов коррозии и плёнкообразователя. Сегодня такого препарата на рынке нет, осталось одно название. Хотя есть частичные аналоги. Обсудим как исторические, так и некоторые практические аспекты «мовильного» вопроса.

Одна из первых форм выпуска препарата. Сегодня такие бутылки можно найти только по гаражам запасливых дедушек, и состав в них скорее всего давно потерял свои свойства из-за разложения олифы. Так что интерес они представляют только исторический. Фото: https://www.drive2.ru/l/3752576/
Одна из первых форм выпуска препарата. Сегодня такие бутылки можно найти только по гаражам запасливых дедушек, и состав в них скорее всего давно потерял свои свойства из-за разложения олифы. Так что интерес они представляют только исторический. Фото: https://www.drive2.ru/l/3752576/
-2

Историю создания этого препарата и тому подобные вещи вы можете прочитать в других статьях. А сейчас - давайте лучше постараемся раз и навсегда заучить исходную рецептуру советского «Мовиля»:

  • Церезин (искусственный воск);
  • Окисленный петролатум (туда же);
  • Плёнкообразователь — олифа;
  • Ингибиторы коррозии иностранного производства;
  • Растворитель — уайт-спирит.

(приводится по книге «Химики — автолюбителям», под общей редакцией профессора А. Я. Малкина, 1990 год)

Как видно — если очень сильно упростить и огрубить, то оригинальный «Мовиль» — это растопленная в бензине (уайт-спирит это хорошо очищенный бензин прямой перегонки) парафиновая свечка (церезин и петролатум это близкие родственники парафина, только хуже очищенные), в которую добавлена олифа в качества плёнкообразователя (за счёт которого всё это удерживается на поверхности металла после нанесения, а не стекает) и ингибиторы коррозии (подозреваю, что из группы сульфонатов, вероятно - сульфонат натрия или калия).

После нанесения состава уайт-спирит постепенно улетучивается, и после полного высыхания на поверхности металла остаётся сухая (но не до конца, тактильно скорее что-то вроде церковной свечки) восковая корочка, которая в итоге и является основным защитным фактором данного состава, изолирующим от атмосферных воздействий поверхность металла.

Так с какого же… перепуга по Интернету вовсю гуляет совершенно иная рецептура, в которой основным компонентом якобы «мовиля» является моторное (?!) масло ?!

К примеру, в своё время в Википедии был такой текст:

«Представляет собой смесь моторного масла, олифы и ингибирующих добавок с добавлением растворителей — уайт-спирита, керосина».

С другого сайта:

«Сразу необходимо отметить, что мовилем могут называться только препараты, имеющие в своем составе следующие компоненты: моторное масло; олифа или аналогичные пленкообразующие вещества (ПОВ); ингибиторы коррозии; растворители (керосин, уайт-спирит и иные)».

Как мы видим — в обоих случаях не упомянут основной компонент данного состава, искусственные воски, которые, собственно говоря, и являются главным действующим веществом в составе «Мовиля». А это говорит о том, что распространители данной информации и представления не имеют о том, что такое «Мовиль» и как он действует, считая его масляным антикором.

Так вот - к действительности всё это не имеет никакого отношения. В действительности оригинальный «Мовиль» — это именно восковой антикор, а здесь приведено описание масляного. Я не собираюсь сейчас вдаваться в подробности, особенности и отличия этих типов антикоров, того, какой из них эффективнее и для каких именно целей, и т. п. Просто хочу отметить это как факт.

Справедливости ради, существовали также два альтернативных рецепта (приводятся по той же книге):

Мовиль-1 (ТУ 6-15-07-111—85) — изготавливается из полимерных смол с добавлением пластификаторов, ингибиторов коррозии и растворителя — уайт-спирита и изопропилового спирта.

Мовиль-2 (ТУ 6-15-07-119—86) — изготавливается из полимерных смол, церезина, петролатума, индустриального масла, ингибиторов коррозии и растворителя — уайт-спирита.

Эти составы выпускались как альтернатива дефицитному обычному «Мовилю». Но, как видите, основой по-прежнему остаются искусственные воски (пластификаторы защитных составов), разведённые в бензине, и заменяющие олифу синтетические смолы-плёнкообразователи. Во втором рецепте и правда используется масло (но, естественно, не моторное, а обычное индустриальное, т.е. машинное, а скорее всего — т.н. «веретёнка»), но лишь как дополнительная добавка.

Кстати говоря, сразу же возникает вопрос, а насколько соответствуют оригинальный рецептуре современные т. н. «мовили» ? На самом деле, по заявленному составу некоторые достаточно близки, во всяком случае - к вариантам с цифрами в названиях.

Например — некий «Мовиль-НН» заявляет такой состав:

Плёнкообразующая смола, нефтяные растворители, синтетический воск, масло индустриальное, ингибиторы коррозии, стабилизаторы.
Плёнкообразующая смола, нефтяные растворители, синтетический воск, масло индустриальное, ингибиторы коррозии, стабилизаторы.

То есть, в принципе — повторяет в общих чертах рецептуру того, что в СССР называлось «Мовиль-2» (с учётом того, что этот состав и в те времена насколько я понимаю считался уступающим оригинальному без цифры).

«Мовиль» ASTROhim:

-4

По сути, несмотря на мудрёность написанного, это то же самое, что и см. выше. «Твёрдые алканы» — это и есть парафины и церезины, а «тяжёлые нефтяные дистилляты» — всего лишь обычное минеральное масло высокой вязкости (примерно типа трансмиссионного). Короче говоря — опять же имеем аналог советских «Мовилей» с цифрами в названии. Вот только, не видно плёнкообразователей.

«Мовиль» Eltrans:

-5

Вот и здесь по сути то же самое, только на искусственные воски приходится совсем уж малая часть состава — не обычные 30% и более, а всего лишь 5-15%. Зато растворителя очень много, видимо, чтобы сделать состав более жидким и подходящим для нанесения из баллончика. Как это скажется на его работоспособности ? Не знаю. Вероятно, состав или не будет толком высыхать, или не даст такой прочной плёнки.

«Мовиль» KERRY:

«Продукт представляет собой суспензию тонкодисперсных частиц твердых алканов и ингибиторов коррозии в смеси с органическими растворителями и углеводородного пропеллента, помещенный в аэрозольную упаковку»
«Основа: суспензия алканов в растворе консервационных масел с добавлением пленкообразователя»

Т.е. как вы уже поняли — те же яйца, вид в профиль…

Хорошо это или плохо ? Понятия не имею, но подозреваю, что не очень хорошо, потому что наверняка за прошедшие 40+ лет появились более эффективные рецептуры антикоров для полостей кузова, чем свечка, растопленная в бензине с маслом. С другой стороны — стоят такие «мовили» вроде как недорого, и видимо как-то работают...

-6

Впрочем, судя по всему, паразитируют на древних рецептурах не только наши производители, пытающиеся вновь изобрести велосипед «Мовиль». В значительной степени схожий состав имеют и импортные препараты для обработки полостей кузова; например для 3M™ Cavity Wax Plus в SDS (паспорте безопасности) раскрыты такие компоненты:

  • Hydrotreated light distillate (Petroleum)
  • Propane
  • Corrosion inhibitor (Trade Secret)
  • Isobutane
  • Wax (Trade Secret)
  • Hydrotreated heavy naphthenic petroleum distillates
  • Talc
  • Filler

То есть: гидрообработанное (хорошо очищенное) минеральное масло, ингибитор коррозии (написано «секрет фирмы», но скорее всего те же сульфонаты), смесь искусственных восков, всевозможные углеводороды (по всей видимости играющие роль растворителя), тальк, иной наполнитель и газы-пропелленты (выталкивающие состав из баллона).

В общем - препарат явно навевает ностальгию по «Мовилю» с циферкой «2» в обозначении.

-7

Примерно тот же состав заявлен и для «воска для полостей» Wurth, только без масла. Получается вполне себе такой аналог оригинального «Мовиля-1». Кстати, довольно приятный препарат - по личному опыту, воняет не так убойно, как современные «мовили».

Каковы защитные свойства ? В общем-то они примерно одинаковы у всех антикоров данного типа. После испарения растворителя и застывания нанесённого препарата ингибиторы коррозии работать перестают, обеспечивается исключительно механическая защита металла за счёт наличия на его поверхности восковой плёнки. Именно поэтому обработку даже во внутренних полостях и надо повторять раз в год-два. Лучшие аналоги могут проскрипеть ещё годик-другой, но и они не всесильны.

Поэтому в полости кузова новой современной машины лить восковой антикор особого толку нет - как правило, её полости и так уже с завода защищены антикоррозионными препаратами, причём часто более высокого уровня, чем доступные в розничной продаже, и на несколько лет их действия точно хватит. Для старых же автомобилей с ещё не сгнившим, но уже начавшим поддаваться коррозии кузовом, пожалуй, предпочтительны антикоры на масляной основе, при всех их недостатках (сложной технологии нанесения, пачкучести, специфическом запахе и т.п.) - они никогда полностью не высыхают и сохраняют защитные свойства. Только не те, которые "сделаны в Канаде" на ул. Малой Арнаутской...

И да, побуду капитаном Очевидность: «Мовиль» и другие препараты такого типа — это антикор для внутренних полостей, стыков кузовных панелей, а также сварочных швов, выполненных внахлёст и за фланцы (если они по-человечески не обработаны шовным герметиком), и т. п. !

Схема нанесения Мовиля. Только скрытые полости, стыки панелей и сварочные швы, никакого распыления на днище и арки ! Для этого есть другие материалы !
Схема нанесения Мовиля. Только скрытые полости, стыки панелей и сварочные швы, никакого распыления на днище и арки ! Для этого есть другие материалы !

Прекращайте уже обливать им днище, арки и прочие открытые места, на которые есть воздействие песка, камней, травы и т. п. — это плюс-минус совершенно бесполезно. Разве что - как к дополнение к и так уже имеющемуся на днище антикору для днища (и то не любого типа). И уж тем более, не стоит наносить его на пол салона (?!).

То же самое касается и масляных антикоров, например «пушечного сала» — минерального масла, загущенного теми же петролатумом и церезином с добавлением ингибиторов коррозии, и даже того же «Раст-стопа», что бы там ни писал производитель: это всё только для полостей. А антикор для днища должен быть плотным, упругим и устойчивым к механическим воздействиям — иначе обработку им придётся повторять каждый сезон.

Для защиты открытых участков кузова, днища, арок, наружных поверхностей лонжеронов и порогов, и т. п. предназначены совсем другие препараты - мастики (в порядке уменьшения древности: сланцевые, битумные, резино-битумные и пластизолевые; все ныне вдрызг устаревшие), а также распыляемые герметики и иные составы на основе синтетического каучука, полиуретана или MS-полимеров (с завода наносятся на днище автомобилей Mercedes-Benz, BMW, VAG и т. п.). Но это, как говориться, совсем другая история…

Литература: