До появления железных дорог вообще и в Российской империи в частности основным транспортом были лошади.
В конце XVIII века путешественники обычно проезжали за день около 70 вёрст, то есть 75 км. В первой половине XIX века — уже 100–150 км: улучшились дороги, эффективнее работали почтовые станции с возможностью сменить лошадей.
Кто-то скакал на своих, кто-то на перекладных, другие путешествовали в кибитках, экипажах, на телегах и др. В любом случае скорость была ограничена возможностями лошадей и необходимостью их менять, когда уставали.
Дорога из Петербурга в Москву тогда была длиной 720 вёрст, потом построили новую, более ровную и короткую — 677 вёрст, то есть около 722 км.
Пушкин часто ездил из одной столицы в другую. У него это занимало 4–5 дней. Просто в то время не было железных дорог.
До имения в Болдино ему было ехать порядка 576 км, на это уходило 3–3,5 дня.
Для сравнения: сейчас за 4–5 дней можно доехать на поезде от Москвы до Читы, Улан-Удэ или Тыгды. На самолёте — пару раз вокруг Земли.
Пушкин чуть-чуть не дожил до развития железных дорог в Российской империи. Он был убит в 1837 году, а первые несколько проектов железной дороги между двумя столицами обсуждали уже в 1835-м.
В 1837 году были запущены пригородные поезда из Петербурга в Царское село, а в 1851 году уже функционировала железная дорога до Москвы на всём её протяжении.
Первый поезд добрался от Петербурга до Москвы за 21 час 45 минут.
Билет стоил в десять-двадцать раз меньше, чем на дилижанс, при времени в пути меньше в пять раз.
Первый фирменный поезд уже практически по современной версии дороги прошёл в 1931 году. Это была легендарная "Красная стрела", и у неё этот путь занимал 10 часов. Обычные пассажирские поезда тогда шли 15 часов.
В конце 1950-х дорогу и тепловозы стали модернизировать, и в 1960-е годы путь сократился до 6 часов 20 минут.
А сейчас и те 4 часа или чуть меньше, которые идёт "Сапсан", уже кажутся слишком долгими. Ведь есть самолёты. Они ещё не заменили собой поезда, как это произошло в своё время с конным транспортом и железнодорожным. И ещё есть куча ограничений — в том числе по стоимости. Но всё же — эпохи меняются у нас на глазах.