Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Пушкин ехал из Петербурга в Москву столько же, сколько мы сейчас в Читу или Тыгду. Почему так?

Оглавление

До появления железных дорог вообще и в Российской империи в частности основным транспортом были лошади.

В конце XVIII века путешественники обычно проезжали за день около 70 вёрст, то есть 75 км. В первой половине XIX века — уже 100–150 км: улучшились дороги, эффективнее работали почтовые станции с возможностью сменить лошадей.

Помещица в пути. Картина Николая Сверчкова. 1855 год. Государственный Русский музей
Помещица в пути. Картина Николая Сверчкова. 1855 год. Государственный Русский музей

Кто-то скакал на своих, кто-то на перекладных, другие путешествовали в кибитках, экипажах, на телегах и др. В любом случае скорость была ограничена возможностями лошадей и необходимостью их менять, когда уставали.

Дорога из Петербурга в Москву тогда была длиной 720 вёрст, потом построили новую, более ровную и короткую — 677 вёрст, то есть около 722 км.

Пушкин часто ездил из одной столицы в другую. У него это занимало 4–5 дней. Просто в то время не было железных дорог.

До имения в Болдино ему было ехать порядка 576 км, на это уходило 3–3,5 дня.

Для сравнения: сейчас за 4–5 дней можно доехать на поезде от Москвы до Читы, Улан-Удэ или Тыгды. На самолёте — пару раз вокруг Земли.

Пушкин чуть-чуть не дожил до развития железных дорог в Российской империи. Он был убит в 1837 году, а первые несколько проектов железной дороги между двумя столицами обсуждали уже в 1835-м.

В 1837 году были запущены пригородные поезда из Петербурга в Царское село, а в 1851 году уже функционировала железная дорога до Москвы на всём её протяжении.

Карл Беггров. Царскосельская железная дорога. Эрмитаж
Карл Беггров. Царскосельская железная дорога. Эрмитаж

Первый поезд добрался от Петербурга до Москвы за 21 час 45 минут.

Билет стоил в десять-двадцать раз меньше, чем на дилижанс, при времени в пути меньше в пять раз.

Первый фирменный поезд уже практически по современной версии дороги прошёл в 1931 году. Это была легендарная "Красная стрела", и у неё этот путь занимал 10 часов. Обычные пассажирские поезда тогда шли 15 часов.

В конце 1950-х дорогу и тепловозы стали модернизировать, и в 1960-е годы путь сократился до 6 часов 20 минут.

А сейчас и те 4 часа или чуть меньше, которые идёт "Сапсан", уже кажутся слишком долгими. Ведь есть самолёты. Они ещё не заменили собой поезда, как это произошло в своё время с конным транспортом и железнодорожным. И ещё есть куча ограничений — в том числе по стоимости. Но всё же — эпохи меняются у нас на глазах.

Как думаете, спасёт ли железную дорогу высокоскоростная магистраль, по которой поезда должны будут доезжать за 2–2,5 часа?