Читая биографии реальных англичанок XVII века, часто думаешь, что Миледи из романа Дюма – более чем достоверный персонаж. И приходится только жалеть, что о многих из них пока еще не сняли фильма.
...В ноябре 1669 года в графстве Линкольншир родилась девочка Сусанна Фримен.
Она выросла в городишке Холбич, бедном приключениями. Но и безмятежным ее детство не назвать: отец Сусанны умер, когда ей было три года, мать – вскоре после повторного брака. Ну а отчим погоревал и вновь женился. И вот Сусанне выпало двойное несчастье: быть воспитанной сразу отчимом и мачехой. Видимо, с ней не очень хорошо обращались, потому что в четырнадцать бойкая девочка попросту сбежала из дома. И дальнейшая ее биография превратилась в цепь приключений, достойных авантюрного романа. А поскольку у Сусанны было крайне богатое воображение (позже мы в этом убедимся!), то эти приключения она пересказывала по-разному, и теперь у нас на руках сразу несколько историй ее судьбы – начиная, собственно, с побега.
Рассказывают, что однажды юная Сусанна, обиженная мачехой, села у обочины дороги и расплакалась. По удивительному совпадению, по этой дороге проезжал студент Кембриджа Энтони Хэммонд – видный молодой человек и в будущем известный политик. Он увидел плачущую красавицу, и его сердце дрогнуло.
В итоге в Кембридж молодой человек приехал не один, а в компании изящного юноши по имени Джек. "Кузен," – не моргнув глазом пояснил Энтони.
Несколько месяцев кузен Джек обучался в Кембридже, прилежно изучая там грамматику, логику, риторику и этику. Два родственника были дружны – не разлей вода. Но в конце концов Джек стал привлекать слишком много внимания. «А девкой был бы краше» – вероятно, поговаривали товарищи. И Сусанне (а вы-то, в отличие от недогадливых преподавателей колледжа, сразу догадались, кто скрывался под именем Джека!) пришлось, боясь разоблачения, спешно собрать пожитки и отбыть в Лондон. Так она побыла первой в истории студенткой Кембриджа!
Хотя... может быть, все было немного иначе? Менее романтичные биографы говорят, что юная Сусанна нанялась в труппу бродячих актеров, гастролировавшую неподалеку от ее дома.
Так или иначе, к 1685 году Сусанна Фримен оказалась в Лондоне, где служила актрисой. Девочка оказалась живой, обаятельной и прелестно исполняла «роли с переодеванием» – мужской костюм на стройной фигуре сидел как влитой. И лицом молодая актриса была хороша – даже бородавка на левом веке ее не портила. Удивительно ли, что в шестнадцать лет Сусанна вышла замуж за одного из своих зрителей-обожателей, м-ра Фокса.
Фокс, однако, не прожил и года. В жизни девушки наступила черная полоса: вскоре она сочеталась вторым браком с офицером по фамилии Кэрролл, но он всего через полтора года погиб на дуэли.
Сусанна Кэрролл осталась в Лондоне – уже тогда весьма дорогом городе! – дважды вдовой на скудном актерском жаловании. Любая женщина упала бы духом после всех этих перипетий. Любая – но не Сусанна! Мы так и не знаем, правда ли она училась в Кембридже, но Сусанна была любознательна, начитанна, обладала цепким умом и тягой к знаниям, а также читала по-французски. И... мы помним про богатое воображение? Чтобы заработать на жизнь, она начала писать.
Сначала Сусанна в некотором роде расписала перо: опубликовала любовную переписку. О нет, это не то, что вы подумали: никаких громких скандалов и разоблачений. Переписка была галантным диалогом между некими Астреей и Селадоном. У автора было легкое перо, остроумный язык, и публика охотно читала любовные письма. Вокруг них даже поднялся ажиотаж: весь Лондон гадал, кто же скрывается под именем Селадона. Называли несколько имен, включая весьма известных вельмож и писателя Джорджа Фаркера, который часто использовал имя Селадона в своих стихах (и кстати, был знаком с Сусанной). Словом, читатели не заскучали. Эпистолярный роман пошел на второй и даже третий том.
Сусанна попробовала себя и в поэзии, а потом вступила на более прибыльное литературное поприще: принялась за драматургию. И именно в этом-то деле преуспела больше всего!
Первую пьесу – «Оклеветанный муж, или Венецианские приключения» – она передала в театр Друри-Лейн, отважно подписавшись собственным именем. Тут надо сказать: к тому времени в Англии уже появились писательницы. Первой женщиной-литератором стала Афра Бен, позже к ней присоединились Мэри Пикс и другие. Но отношение к женщинам-профессионалкам все еще было настороженным. И хотя «Оклеветанный муж» имел большой успех, сборы со следующих пьес стали падать. Тогда Сусанне пришлось, скрепя сердце, вновь надеть «мужскую одежду» и скрыть свое имя. Новая пьеса – «Похищенная наследница» – вышла анонимно, и до 1706 года имя автора на афишах не значилось, хотя в рифмованных прологах и эпилогах к пьесам автор нередко намекал на свой истинный пол.
К 37 годам Сусанна уже стала успешным и очень плодовитым драматургом и поэтом, но и сцены не покидала. А самое удивительное – продолжала играть «роли с переодеваниями»! По тем временам уже не самая молодая женщина, она была всё так же красива, и всё так же ловко сидел мужской костюм на её фигуре.
В 1706 году её труппа давала при дворе в Виндзорском замке трагедию «Бунт цариц, или Смерть Александра Великого». Сусанна играла Александра Великого. И там-то она привлекла внимание мелкого дворцового служащего по имени Джозеф Сентливр. Он занимался поставкой провизии к столу королевы Анны (все помнят «Стакан воды» Скриба? вот та самая Анна и есть).
23 апреля 1707 года они обвенчались. Судя по всему, брак был счастливым и супруги не бедствовали: в 1712 году они сняли жилье в одном из самых престижных районов Лондона. А самое главное – Джозеф не препятствовал карьере супруги.
В 1706 году произошло еще одно важное для Сусанны событие: ее обокрали. Нет, из ее материального имущества не пропало ничего. А вот отрывки ее пьес дважды заимствовал драматург и актер Колли Сиббер. Сусанна оба раза вступала в нудные тяжбы, и наконец ее терпение лопнуло. Она на три года перестала писать для театра. А в 1709 году приняла неожиданное решение. Хватит анонимности! Будут ходить зрители или нет – а она заслужила право ставить на афишах свое имя!
И Сусанна Сентливр не прогадала. Зритель успел полюбить ее пьесы, и появившиеся после перерыва комедии: «Хлопотун» и «Заколдованный» прошли с ошеломительным успехом. Хотя бы в драматургии наша героиня смогла наконец-то сбросить надоевший мужской костюм.
Сусанна Сентливр умерла 1 декабря 1723 от затяжной болезни. Она писала пьесы почти до последних дней. Ее смерть стала заметным событием: Сусанна успела завоевать славу. Несколько газет опубликовали некрологи. Писательницу похоронили в «церкви актеров» – церкви Святого Павла на Бедфорд-стрит. А через год скончался и ее лучший друг и любимый муж Джозеф.
После нее осталось значительное наследие: девятнадцать пьес, три сборника писем, множество стихотворений и поэм. Она стала одной из успешнейших, если не самой успешной, женщин своего времени. А главное – вместе с Афрой Бен, Мэри Пикс, Деларивьер Мэнли и другими первопроходицами проложила ту дорогу, по которой в следующие столетия сначала робко, а потом все более уверенно прошли Джейн Остин, Мэри Шелли, Джордж Эллиот, сестры Бронте, Вирджиния Вульф и другие.
© Ольга Гурфова
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
--
Спасибо моим читателям!
Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))