Найти тему
Субъективный путеводитель

Что стало с Академией наук в независимом Азербайджане?

При всём обилии красот, центр Баку необычайно компактен. Вот в одном кадре главная в стране златоглавая мечеть Тезепир (1905-14) на Советской, крыши домов эпохи нефтяного бума, похожий на ассирийские дворцы Дом Правительства (1936-52) и 250-метровые высотки комплекса "Порт-Баку" в конце Приморского бульвара.

Советской в Баку традиционно называют старый район на склоне, однако давшая ему название Советская улица проходит как бы над ним, отделённая крутыми переулками, а то и вовсе непреодолимыми для пешехода обрывами. Логика бывшего СССР подсказывает, что сейчас она должна называться, например, улицей Независимости или проспектом Европы, но нет - азербайджанцы поступили оригинально, и ныне бывшая Советская - это проспект Наримана Нариманова. То есть - вполне себе советского героя, чей-памятник колосс - 32 метра, из которых 12 приходятся на постамент, - стоит у края косогора над началом улицы Низами.

-2

В Азербайджане отношение простых людей к Нариманову неоднозначное, но на государственном уровне он по-прежнему чтим - не знаю, ставят ли ему новые памятники и называют ли улицы в свежепостроенных районах, однако по крайней мере увековеченное при Советах с карты стирать не спешат.

Ведь прежде, чем податься в большевики, этот азербайджанец из Тифлиса успел открыть в Баку первую библиотеку-читальню азербайджанской литературы (1894), поставить на сцене ряд произведений русской классики в тюркском переводе, издавать национальные журналы, да ещё и выучиться в Одессе на врача на стипендию нефтяного миллионера Гаджи Тагиева. В общем, человек действительно боролся за счастье своего народа, а то что увидел он это счастье в программе большевиков - ну ладно...

Зато с Бакинской коммуной он рассорился после Мартовских событий, заявив, что резня мусульман дашнаками "бросила чёрную тень на советскую власть". Баку он покинул до разгрома коммуны, а вернулся весь в белом в 1920 году строить новый многонациональный социалистический Азербайджан.

-3

"Лицом" которого стала бакинская техническая интеллигенция, и недалеко от монумента Наримана находится её важнейшее гнездо - городок Академии Наук, который открывает сквер Гусейна Джавида с весьма эффектным памятником этому поэту из Нахичевани:

-4

С обратной стороны высится то ли ещё один ассирийский дворец, то ли замок планетарных лордов - Национальная академия Наук Азербайджана (1965), учреждённая в 1935 году как филиал АН СССР и десять лет спустя получившая "независимость".

-5

Ещё одно её здание - бывший мусульманский народный дом "Исмаиллия" стоит у стен Ичери-Шехера.

-6

Не знаю точно, сколько в ней метров, на над окрестными скверами НАНА господствует не хуже ГЗ МГУ.

-7

К главному зданию НАНА примыкают 4 почти одинаковых корпуса институтов, наиболее актуальных в нефтяной стране - геологии, химических проблем, физики и вполне себе учебный филиал МГМУ им. Сеченова.

-8

Рядом ещё Бакинский филиал МГУ, Азербайджанский технический университет и университет архитектуры и строительства и Бакинский государственный университет (основан в 1919 году, то есть при независимости) в небанальном хрущёвском (!), но увы, скрытом зеленью здании. Среди тех, кто в нём учился, были Нобелевский лауреат (Лев Ландау) и президент (Абульфаз Эльчибей).

-9

На фото - АзГТУ, который не стоит путь с АзИНХом, то есть нефтяной академией у вокзала - этот вуз создавался в 1950 году, чтобы заниматься не нефтянкой, а всем остальным, хотя как а АзИНХ, преемственность свою возводит к довоенному политеху.

-10

Здесь же - офис Азербайджанской национальной энциклопедии, неплохо стилизованный под окрестные сталинки. Википедией на разных языках азербайджанцы занимались очень основательно, не без элемента пропаганды, но после грандиозных войн правок, о которых старожилы Вольной энциклопедии слагают легенды, вики-статьями про Азербайджан можно пользоваться как хорошим путеводителем.

-11

Словом, фактически здесь находится ни что иное, как Академгородок (хотя в Баку это название не используется), и скверы его впечатляют своей студенческой атмосферой:

И даже нобелевский лауреат, чей отчий дом я показывал на улице Низами, тут не забыт. В этом есть, наверное, свой смысл - в турецкие забегаловки с дёнерами и лахмаджунами студенты бегают на перерывах, а вот сюда можно зайти отметить успешную сдачу. Со мной же напротив кафе пытался завести разговор холёный студент, отлично говоривший по-английски, но едва-едва понимавший по-русски. Скорее всего - потомок тех, кого здесь называют "беженцы", но сам представитель нарождающейся новой бакинской интеллигенции, воспитанной не Россией, а Западом...

-13