Человек рождается с маленьким телом и относительно крупной головой. В процессе жизни тело вырастает, увеличивая своё пропорциональное соотношение с головой. Физическое тело, как своеобразный инструмент изучения или познания окружающей реальности, приобретает необходимые для выполнения возникающих задач свойства, навыки, ресурсы. Голова остаётся почти исходных размеров и видимо служит в качестве накопителя эволюционного опыта, инсайтов, озарений…
Связь физического тела и уникального накопителя познаваемого контента окружающей реальности осуществляется через шейное сплетение – своеобразный разъём или шлюз. Для передачи и обработки информации существенно важно поддерживать пропускную способность этого порта на возможно полное сечение.
В возрасте этот разъём достаточно заметно изнашивается, зарастает и не может выполнять свою функцию на 100%. Поэтому в юности мы легко обучаемся, подстраиваемся под любую ситуацию, гибко реагируем на изменения и имеем чётко прорисованную картину мира. Качественная обратная связь между телом и головным мозгом даёт широкий спектр приспособительных способностей, распускающихся в теле – инструменте.
«…Здесь — врата пути к великому освобождению для того, кто желает достичь богатства Йоги и чьи чувства очищены и контролируются».
«Шат-Чакра-Нирупана», стих 30
В физическом теле в области шеи находятся щитовидная и паращитовидные железы, тут проходят артерии, вены, нервные каналы, нейронные связи … соединяющие головной мозг с телом. Практически через узкий участок шеи пропускается вся окружающая Вселенная (воздух, пища, общение…) В тонких проекциях в этой области локализуется Вишуддха – орган управляющий творческими процессами и всеми коммуникациями между человеком и окружающим миром.
Виша (विष, viṣa) в переводе с санскрита - «нечистота, яд», а Шуддхи (शुद्धि, śuddhi) переводится как «очищение, исправление, облагораживание, истинное знание о чём-либо». Таким образом, ВишУддха может трактоваться как «Избавляющая от невежества», «Свободная от иллюзий и обусловленностей», «Очищенная от заблуждений». Поскольку Вишуддха-чакра известна как центр очищения, в котором нектар «Амрита» расщепляется на чистую форму и яд, то именно здесь «яд» отделяется от потока энергии, чтобы в голову поднималась только чистая энергия. Об этом я уже углублялся в своей статье Кхечари мудра (печать вселенских странствий). 3 я часть.
В своё время, когда мне было 12 лет, я три года посвятил тренировкам по вольной борьбе. Для борца-вольника шея и борцовский мост такая база, без которой никуда…
Наш тренер был большой выдумщик в области упражнений для этих элементов. Каждая тренировка начиналась с разогрева и усиления этого участка и уделялось минимум 30 минут. Я даже боюсь тут рассказывать какие у нас были нормативы в этой подготовке. Сейчас я с глубочайшей благодарностью низко кланяюсь ему за его настойчивость и беЗкомпромиссность.
Расположение этого уникального преобразователя относительно проекции на физическое тело можно обозначить как область шеи и плеч, шейный отдел позвоночника, горло. Вишуддха – горловая чакра, локализуется в области горла, в месте соединения спинного и продолговатого мозга. Именно в связи с тем, что она расположена в непосредственной близости гортани, её называют также горловой чакрой. В эндокринной системе пятой чакре соответствует щитовидная железа. Она находится в области шеи, и её функцией является выработка гормонов роста. У человека с блокированной горловой чакрой могут быть проблемы с щитовидной железой.
🎦 Полотенце для шеи.
Когда Вишуддха-центр развит, то человеку свойственны:
- умение слушать и слышать собеседника. Общение включает в себя не только говорение, но и слушание. Поэтому признаком раскрытой Вишуддхи считается умение слышать, что говорит нам другой человек в беседе;(слышать не поверхностную речь, а то, что иногда говорящий не может выразить словами.)
- красноречие, красивая складная речь присуща человеку с гармоничной Вишуддхой;
- мелодичный, приятный голос;
- способность к пению, навык по распространению своих вибраций в окружающем мире и не только в своей версии Вселенной, умение голосом располагать к себе слушателей;
- желание помогать другим, стремление к благополучию всех: «чтобы все в мире были счастливы»;
- беЗкорыстное служение;
- практичность, свободное воплощение идей в реальность;
- умиротворённость;
- харизма (внутренняя сила) свойственна человеку, у которого развитая Вишуддха;
- свобода самовыражения;
- незаурядная интуиция;
- ясность сознания;
- умение преподносить знания. Люди с развитой и гармоничной Вишуддхой, как правило, являются очень хорошими учителями духовных истин;
- способность к толкованию снов, навык по расшифровке знаков судьбы и естественного хода вещей;
- осознание истины и воплощение её в жизнь (реализация мудрости);
- наличие интереса к древней мудрости;
- способности к стихосложению;
- постоянство;
- скромность;
- мягкость;
- отважность, непоколебимая вера и решимость;
- свобода от печалей и болезней. Правильное функционирование горловой чакры напрямую влияет на здоровье и иммунитет и позволяет организму оставаться свободным от недугов;
- отсутствие ожиданий и необходимости в чьей-либо благосклонности.
При дисбалансе энергии на уровне Вишуддхи
происходит блокирование свободного течения энергии. Дисбаланс возникает как при переизбытке энергии, так и при её недостатке.
Есть физические симптомы нарушения функционирования Вишуддхи, среди них:
- ощущение жжения в горле;
- боль и возникновение «кома в горле»;
- заболевания щитовидной железы;
- астма, заболевания лёгких и гортани;
- ограничения в подвижности шеи;
- проблемы с ротовой полостью (язвы во рту) и челюстью (бруксизм — склонность стискивать зубы во сне);
- проблемы со слухом (шум или звон в ушах, снижение слуха, ушные инфекции);
- нервные заболевания;
- сниженный иммунитет и аллергия.
О переизбытке энергии в Вишуддха-чакре,
что ведёт к блокированию энергии на этом уровне, говорят следующие проявления в его жизни:
- болтливость и несдержанность. БеЗцельные разговоры приводят к растрате энергии пятой чакры. Если Вишуддха-чакра блокирована, мы настолько заняты самовыражением, что не слушаем собеседника. Тогда в процессе разговора мы погружены в свои мысли, а пока собеседник говорит, мы не слушаем его;
- склонность к сплетням, обсуждение других людей;
- неконструктивная критика (когда цель не помощь, а злорадство (зависть, насмешка, оскорбление) либо манипуляция в своих корыстных целях);
- склонность к обману, клевета, наветы, ложные обвинения. Вообще ложь создаёт сильный блок на Вишуддхе.
- Как выявить, слабая ли Вишуддха-чакра и есть ли на этом уровне дисбаланс? При недостатке энергии закрытая горловая чакра проявляет себя через:
- замкнутость. Если пятая чакра человека закрыта, то возникает страх самовыражения, и даже страх говорить правду;
- робкая и тихая речь. Считается, что боязнь высказаться напрямую влияет на горловую чакру и ведёт к дисбалансу энергии на этом уровне, закрывая Вишуддха-чакру. Невысказанные мысли из-за страха выражения и обиды также закрывают 5 чакру и блокирует свободное течение энергии в ней. Это может проявляться как ощущение сдавленности и кома в горле;
- косноязычие. Когда человеку сложно подобрать слова в беседе, это говорит о том, что в пятой чакре имеет место недостаток энергии;
- сквернословие, грубая речь, агрессивные высказывания;
- заикание, нарушения речи. Причина — страх самовыражения и неспособность выразить глубокие чувства из-за неуверенности в себе;
- косность, упрямство, страх перемен;
- замкнутость, необщительность или чрезмерная застенчивость.
Вишуддха-чакра также является центром очищения от эмоциональных и ментальных загрязнений.
В этой связи уместно будет привести семь видов очищения как семь путей к освобождению, которые описаны в буддийских текстах:
1. Очищение нравственности (Шила-Вишудхи), которое состоит в основном из сдержанности чувств и соблюдении моральных правил;
2. Очищение ума (Читта-Вишудхи), способствующее ясности мыслей и избавлению от невежества;
3. Очищение зрения (Диттхи-Вишудхи), предполагающее избавление от ложных воззрений;
4. Очищение через преодоление сомнений (Канкха-витарана-Вишудхи), которые могут возникать, даже после того, как человек избавился от ложных взглядов;
5. Очищение через знание и видение Истинного и ложного Пути (Маггамагга-нанадассана-Вишудхи), которое означает различение того, что есть Путь, и что не есть Путь, по сути, это вверение себя избранному Пути;
6. Очищение через знание и видение Пути ( Патипада-нанадассана-Вишудхи), который необходимо пройти самому и убедиться в его истинности;
7. Очищение через знание и проникновение (Нанадассана-Вишудхи) — обретение совершенного знания, дающего ясность осознания истинной сути вещей. Цель всех семи очищений — освобождение от привязанностей и обретение истинного знания во благо всего сущего.
В области шеи, как правило, скапливается напряжение, которое можно снять посредством практики асан, благодаря которым происходит очищение лимфоузлов и сосудов шеи:
- Сарвангасана,
- Халасана.
Чакры расположены примерно в тех областях, где находятся крупные нервные сплетения. Иннервация и раскрытие пятой чакры, в основном с акцентом на шейные нервы, происходит при воздействии на следующие мышцы туловища: трапециевидную мышцу спины (3–4 шейные нервы), которая активизируется при выполнении, например, следующих асан:
- Стойка на руках, Урдхва Дханурасана;
и на большую (5–7 шейные нервы) и малую грудную мышцы (от 8 шейного нерва до 1-го грудного):
- Чатуранга Дандасана, Пурвоттанасана, Гомукхасана.
Также Вишуддха активизируется при воздействии на плечевой пояс (плечи и шея), в частности — на ромбовидные мышцы (5-й шейный нерв):
- Маричиасана I, Вирабхадрасана II, Уттхита Триконасана;
на переднюю зубчатую мышцу (5–7 шейные нервы):
- Чатуранга Дандасана, Уттхита Триконасана;
на дельтовидную мышцу (5–6 шейные нервы):
- Вирабхадрасана II, Пурвоттанасана, Адхо Мукха Врикшасана, Гарудасана;
на вращательную манжету6 (5–6 шейные нервы):
- Гомукхасана и Гарудасана;
на двуглавую мышцу плеча (5–6 шейные нервы):
- Пашчимоттанасана, Пурвоттанасана, Сарвангасана;
на трёхглавую мышцу плеча (7–8 шейные нервы):
- Пурвоттанасана, Гомукхасана, Вришчикасана, Пинча Маюрасана, Урдхва Дханурасана, Адхо Мукха Шванасана;
на грудинно-ключично-сосцевидную мышцу (2–3 шейные нервы):
- Пурвоттанасана, Уттхита Триконасана.
При выполнении любых асан желательно убирать напряжение в области шеи — она должна быть мягкой и расслабленной.
Одним из самых эффективных, простых и непринуждённых способов, гармонично воздействующих на Вишуддху, является улыбка, которая размягчает горло и убирает имеющееся в нём напряжение.
Ещё очень советую три упражнения из ежедневного утреннего комплекса йоги описанные в книге Анатолия Николаевича Зубкова и Александра Петрович Очаповского "Хатха-Йога для начинающих" Эта книга в 80-90х была моим настольным пособием по изучению своих ресурсов.
Упражнение. 1
Вишуддха-чакра-Шуддхи (Очищение Вишуддха-чакры горлового нервного сплетения)
Техника исполнения.
Сконцентрируйте свое внимание на гортани и сделайте через нос спокойный и медленный вдох. Упражнение начинается с резкого и быстрого выдоха через нос и короткого поверхностного вдоха тоже через нос. Выдохи и вдохи выполняются в быстром темпе, словно вы собираетесь «продуть» гортань и носовые ходы. При правильном выполнении этого упражнения будет получаться шипящий звук, напоминающий пыхтение паровоза; дыхание неглубокое, резкое; плечи и корпус остаются неподвижными. Это дыхательное упражнение (Капалябхати) я описывал в своей статье 🚩 Солнечное и Лунное дыхание (каналы Ида и Пингала). Первые 10 дней выдохи и вдохи выполняйте по 10 раз, считая выдох и вдох за один раз, и прибавляйте по одному разу каждую декаду, пока через 15 декад не доведете это упражнение до 25 раз.
Упражнение. 2
Буддхи Татха Дхрити Шакти-Викасак (Упражнение для развития ума и силы воли)
- Смотрите вверх широко раскрытыми глазами;
- сконцентрируйте свое внимание на макушке и совершайте резкие выдохи и вдохи через нос, как в упражнении 1. И такое же число раз.
Упражнение 3
Смарана шакти-викасак (Упражнение для развития памяти)
Техника исполнения и число повторений те же, как и в упражнении 1, только внимание надо сосредоточить на переносице.
Упражнение 4
Медха шакти-викасак (Упражнение для развития интеллекта)
Техника исполнения и число повторений те же, что и в упражнении 1.
Терапевтические эффекты.
Упражнения 1–4 очищают легкие и воздухоносные пути от остаточного воздуха, скопившейся слизи, улучшают состояние голосовых связок. Голос становится звучным и сильным.
Эти упражнения очень полезны при умственном утомлении, способствуют улучшению кровообращения головного мозга, гипофиза и эпифиза (особенно 4-е и 6-е упражнения), тонизируют сосуды и нервы шеи.
4-е упражнение благодаря прижатию подбородка к яремной впадине («Джаляндхара-Бандха», или «Подбородочный замок») улучшает работу щитовидной и паращитовидной желез. Влияние на железы внутренней секреции нормализует многочисленные телесные функции (общее физическое и умственное развитие, пищеварение, дыхание и т.д.).
- Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
- Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
- Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
До свидания.