Найти в Дзене
Курьер с Мохаве

Чем отличается игровое Средневековье от реального?

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые читатели! С каждым днем все больше игр, где разработчики показывают нам свое видение средневековья. Нередко в таких проектах фигурируют элементы фантастики, например, драконы или магические способности. Однако о них мы говорить не будем, каждому и так понятно, что в действительности подобного не было.

Сегодня я хотел бы вместе с вами разобраться, какие правдоподобные элементы игрового средневековья на самом деле далеки от правды. Оговорюсь сразу, у меня нет исторического образования, поэтому я не могу с точностью говорить о каждом этапе развития истории. К тому же в играх, как правило, используется некая смесь, где есть черты как раннего средневековья, в виде примитивных орудий труда и незамысловатых доспехов, так и позднего, в котором появляются полноценные латные костюмы. Ежели я буду в чем-то не прав, вы всегда можете поправить меня в комментариях. Располагайтесь поудобнее, мы начинаем!

Источник mirowo.ru
Источник mirowo.ru

Городская стража

Практически во всех RPG у крупных городов есть свои стражники. Из разговора с ними понятно, что когда-то их тоже вела дорога приключений, пока шальная стрела не повредила колено, поставив тем самым жирный крест на карьере авантюриста. Защитники правопорядка носят красивые форменные доспехи, являются опытными воинами и готовы всегда протянуть руку помощи. В действительности же дела обстояли несколько иначе.

Во-первых, о казенном обмундировании речи быть не могло. В городскую стражу люди шли по собственной инициативе и не имели стороннего финансирования. Представители высшего сословия конечно же нанимали охранников, но интересовала их в основном собственная безопасность, а не жизни каких-то там простолюдинов. Во-вторых, подобную должность занимали по большей части пожилые мужчины, которым не хватало сил для тяжелого ручного труда либо военной деятельности. Поскольку как таковой фиксированной зарплаты стражники не получали, добывать камни или отстаивать честь какого-нибудь герцога выходило намного прибыльнее. В чем же тогда плюсы? Дело в том, что городские стражи, несмотря на сложившееся впечатления, занимали далеко не самую низкую общественную нишу. Они освобождались от ряда налогов, имели право на свободное ношение оружия, могли носить определенные типы одежды, недоступные простому люду, и даже устанавливали связи с лучшим социальным окружением/мелким дворянством. Помимо этого у стражников было право на уважительное обращение к собственной персоне, а также право чувствовать свою важность, что конечно не материально, однако тоже крайне существенно.

Источник aminoapps.com
Источник aminoapps.com

Распространенность меча

Меч — пожалуй самое романтизированное оружие в мире. Уж какие только причудливые формы оно ни принимает в рассказах фантастов, какие чудодейственные свойства ему ни приписывают. Как и всегда, суровая реальность далека от вымысла, и в выборе оружия бойцы действовали наиболее прагматично. Начнем с того, что мечи вовсе не были так популярны, как нам показывают зрелищные фильмы. Владельцев данного типа вооружения на огромном поле битвы можно было по пальцам пересчитать. Те же копья служат человеку еще с момента зарождения цивилизации и встречаются повсеместно.

Основной причиной непопулярности меча являлась трудоемкость его изготовления. В отличие от молота или топора, центр тяжести которых находится в одной верхней точке, вес меча должен быть равномерно распределен по длине всего клинка. Подобный баланс обеспечивает оружию высокую управляемость, что необходимо при фехтовании. Помимо прочего ценник конечного продукта мог ударить по карману даже состоятельного человека. Огромное влияние на клинок оказывает качество задействованного сплава. Для производства условного копья подойдет сталь и похуже, к тому же для его изготовления требуется больше дерева, чем металла, а это ощутимо сбавляет цену. В довесок прочего меч быстро тупится, получает сколы и требует дорогостоящий ремонт. Позволить себе такие траты могли только представители высшего сословия.

Источник games.mail.ru
Источник games.mail.ru

Кожаный доспех

Частенько в играх бывает возможность выбрать, какого типа доспех будет носить ваш персонаж. Одним из возможных вариантов, как правило, является кожаная броня, отличающаяся легкостью и высокой подвижностью. Может быть на словах все звучит действительно неплохо, однако в реальной жизни кожаные доспехи практически не использовались в истории человечества.

В целом было два возможных направления преобразования шкуры животного. Первое заключалось в создании мягкой и удобной одежды. Для этого подходила сыромятная обработка, когда острым предметом со шкуры удаляли жир и прочие остатки бывшего владельца, или дубление, в ходе которого будущий элемент гардероба замачивали в отваре коры дуба либо ивы. Сыромятная экипировка скорее похожа на шубу, нежели защитный костюм, а примером результата дубления является обычная куртка дубленка, в которой конечно удобно, но ее защитные качества вызывают большие сомнения. Более того, с давних времен предки человека охотятся на диких зверей, используя примитивные копья, так что наивно полагать, что даже обработанная шкура сможет тягаться по прочности со стальной кирасой.

Источник tesall.ru
Источник tesall.ru

Второе направление заключается в склеивании нескольких слоев шкур. Еще во времена хана Батыя монголы обладали технологией создания многослойных кожаных доспехов. С помощью древесной смолы они соединяли несколько бычьих шкур, и полученная пластина была крепче железных доспехов того времени. Надо понимать, что уровень развития металлургии на тот момент был еще крайне низок, так что о высококачественных стальных доспехах говорить не приходится.

Хоть такие костюмы и защищали, однако похвастаться особой легкостью или подвижностью они не могли. По плотности кожа больше походила на древесину, весила не мало, причем, если железный доспех в случае поломки можно отдать на перековку, кожа ремонту практически не поддается. Да и не стоит забывать, что шкуры это все-таки органический материал, а поэтому через пару лет даже осторожного использования они все равно придут в негодность. Таким образом можно говорить об использовании кожи в создании повседневной одежды, но в выборе предметов экипировки лучше остановиться на стали.

Пример доспеха из многослойной кожи
Пример доспеха из многослойной кожи

Парное оружие

Ну и закончим мы на так называемом парном оружии. Два меча, два топора, кому что больше нравится, выглядят крайне эффектно. Вооружаясь таким арсеналом, игрок думает максимально просто: один меч — хорошо, два — еще лучше! Однако в реальном бою подобная логика совершенно не подходит. Причина несостоятельности стиля с двумя основными оружиями кроется в том, что среднестатистический воин того времени помимо какого-нибудь топора обязательно носил с собой щит или иной предмет для блокирования ударов. Бездумно махать двумя клинками не получится, так как оппонент просто заблокирует удары щитом и контратакует, поэтому одно из оружий всегда было предназначено для защиты.

В теории можно использовать один из мечей для нападения, а второй для обороны, но не сказать, что это будет очень удобно. Таким образом можно сделать вывод, что использование двух атакующих предметов вооружения одновременно крайне непрактично и вероятно плохо закончится. Нет, конечно же рыцари практиковали навыки владения парным оружием, однако даже в записях их современников указывалось, что подобное занятие хорошо в качестве тренировки, или чтобы произвести впечатление, но никак не для полей сражения.

Источник wallhere.com
Источник wallhere.com
А на этом все, спасибо за внимание! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте пальцы вверх и пишите комментарии! До новых скорейших встреч!

Мое любимое RPG. Divinity: Original Sin 2