В статье представлен опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе с обращениями родителей старшеклассников, которые имеют устойчивые проблемы в обучении.
Проблемы, которые видят родители старшеклассников
1. Проблемы письма: отсутствие темпа в письме, нечитаемый почерк .При списывании текстов пропускает буквы, путает их.
2. Проблемы чтения: плохо читает, не понимает смысл прочитанного и списанного текста. Читает без знаков препинания, без выражения.
3. Проблемы с устной речью: плохо выражает свои мысли, трудности пересказа, бедность словарного запаса, память слабая.
Это первые проблемы, которые видят родители и с которыми приходят на диагностику, чтобы разобраться, почему ребёнок столько лет учиться по общеобразовательной системе, но в итоге не имеет базовых навыков чтения и письма для успешной сдачи ОГЭ, ЕГЭ и получения образования.
В ходе диагностики родители начинают осознавать, что для старшеклассников определяющей причиной трудностей в обучении оказывается их проблемный почерк, а именно несформированный навык письма от руки, который выглядит как «наскальная живопись» из учебника истории 5 класса.
Детям, которые пишут методом «наскальной живописи», трудно получить образование. Если честно, то им жить и учиться также очень трудно.
Ниже представлены сканы письменных работ, которые наглядно показывают как выглядит письмо современных школьников.
Метод «наскальной живописи» - рабочее обозначение манеры письма старшеклассников, которое включает в себя следующие проблемы почерка:
1. Высокая неразборчивость и абстрактность написанного.
2. Неправильная манера письма, когда буквы и цифры пишутся справа налево и снизу вверх. В этом случае в письме выражена неправильная нейродинамика, то есть написание букв и соединений идёт в обратную сторону.
3. Недописывание букв, окончаний слов; буквы не прописываются. Создаётся общее впечатление от письма, что пишут обрывками, фрагментами.
4. В таком письме часто выражена психоэмоциональная неустойчивость писавшего. Это проявляется в зачеркиваниях, многократном обводе отдельных элементов, жирных точках, запятых. Визуально видно, что человек нервничает, когда пишет; письмо его раздражает.
Почему современные старшеклассники плохо пишут?
В последнее время всё больше и больше родителей старшеклассников обращаются в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе с тревогой за перспективу сдачи ОГЭ, ЕГЭ и получения образования у своих детей.
На приём часто приводят подростков, которые проучились до 8-10 класса и имеют выраженные проблемы с чтением и письмом и пониманием информации.
Основная проблема –
это малоподвижный образ жизни
По итогам комплексной диагностики выясняется, что причиной трудностей с письмом и формированием почерка является современный образ жизни старшеклассников.
Основная проблема – это малоподвижный образ жизни. В советское время у подавляющего количества детей всё было хорошо с почерком, обучением и перспективой образования.
В советское время школьники всё свободное время проводили на улице, потому что телефонов и компьютеров не было.
На спортивные секции допускались только дети с хорошими оценками в дневнике. Везде дети ходили пешком, умели прыгать через скакалку, чеканить мяч. В свободное время дети играли в подвижные игры, классики, катались на велосипеде, играли в дворовый футбол. Сами организовывали свой досуг, в котором очень много было подвижных занятий. Телефонов и компьютеров не было и вся деятельность естественным образом выправляла, совершенствовала координацию и крупную моторику советского школьника.
Сейчас же у современных школьников совершенно другой образ жизни.
На учёбу – на машине, автобусе, троллейбусе. На спортивные занятия также на машине, автобусе, троллейбусе. По итогу многие дети сидят дома, если некому возить или сопровождать ребёнка.
А дома – компьютер, телефон, минимальная физическая активность, потому что нет у современного школьника дел по дому. В школе физкультура не на первом месте, а во многих школах физкультура уже давно стала устным предметом.
И наконец представляем основной аргумент, который и приводит к манере письма «наскальной живописью» - наступает компьютерная эра!
Вот основные позиции, которые выявлены в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе в результате работы с обращениями родителей старшеклассников. Поэтому если не иметь критического отношения к «наскальной живописи» своего ребёнка-старшеклассника, то школьники будут писать всё хуже и хуже.
Но всё может быть иначе!
При профессиональной помощи в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе помогают старшеклассникам справиться с такими проблемами в письме и почерке за 14 дней.
Метод коррекции почерка от учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе полностью исключает работу с прописями и в линованных тетрадках по каллиграфии.