Найти тему
Торжество православия

Нужно ли отвечать "пожалуйста" на "спасибо"?

А почему бы и нет. Это наиболее распространенная форма ответа в любой ситуации. Можно, конечно, ответить и "на здоровье", а вот от «не за что» лучше отказаться, потому как подобный ответ как бы принижает оказанную вами помощь или услугу. Некоторым даже может показаться, что его благодарность ничего для вас не значит.

"Рада помочь", "не стоит благодарности", «Вы, наверное, и для меня сделали бы то же самое».  – тоже вполне уместные ответы.

Стоит остановиться на слове "пожалуйста" более подробно. Оно состоит из "пожалуй" и усиливающей частички "ста". Первое от древнерусского означает «жаловати», то есть «любить». А значит «дарю, потому что люблю». Вот что вкладывали раньше в это слово. Потому, что хранили вторую заповедь, относились к ней с особой трепетностью и исполняли её. А кто не умеет это делать, нужно учиться любить людей. Текст этот молитвы https://t.me/molitvaikona/2550 как раз подсказывает, как именно это делать. Не ждать утешения, понимания, любви, а утешать, понимать, любить самому. Ведь только забывая себя, он обретает по-истине бесценное.

Вернемся к слову "не за что". Так говорит обычно скромный человек, не умеющий принимать похвалу и старающийся быть может забыть что делала правая рука, чтобы лукавый не пустил очередную мысль о тщеславии и гордости за оказанную помощь, что верно с православной точи зрения.

-2

Но многие понимают это как обесценивание труда, оказанный человеком. Поэтому нужно научиться принимать благодарность. Ведь тот кто сделал доброе дело, даже для него легкое, все же приложил к этому свое участие, усилие, физическое или умственное, но приложил, и какой бы мелочью это бы ни было важно - не дать себя обесценивать. Для этого и придуман идеальный ответ: "пожалуйста".

Этой фразой мы не отрицаем то, что желаем себе спасения и жизни вечной, а всего лишь скромно замечаем, что наш поступок не стоит особой благодарности.

Но лучшим ответом может стать все же "во Славу Божию". Но так говорить мы моем только человеку, верующему, который нас поймет. Ведь все по сути дела бы должны делать во Славу Божию.

Но этот ответ будет самым сложным. Ведь так сложно не услышать похвалы в свой адрес, так непросто не ожидать слова благодарности, комплиментов. Взять и славу свою Богу отдать. Только Ему, только Господу. Слава ведь не наша должна расти, А наоборот, умаливаться.

Но умеем ли мы так? Умеем ли мы радоваться за того, у кого лучше получается, кого больше замечают, выдержим ли мы того, о ком больше говорят, а вас не заметят, не похвалят. Господь-то ведь обязательно проверит искренне ли ваши слова.

-3

Ведь задача православного человека делать дела не "во славу свою", не стремиться к тому, чтобы меня заметили, но для Бога, Христа ради. совершенно точно об этом сказал в посте https://t.me/molitvaikona/3577 Отец Иоиль (Яннакопулосе). Все делать во имя Господа, не гордиться, когда хвалят и не огорчаться, когда осуждают. Вас ничего не должно волновать, только важно мнение Бога о Вас.

Лучше, конечно, кто имеет возможность не за деньги. Кто-то может пожертвовать своим временем, кому-то легче помочь трудом и силами, а кто-то даром своим делится во славу Божию. Ведь все, он получит будет гораздо важнее и ценнее, пусть и не выраженное в денежном эквиваленте.

Ведь когда мы работаем Богу, во славу Его, мы работаем на себя, на свое будущее. "То что отдаем, то наше" – говорят святые отцы. Чем больше мы трудимся для Бога, тем больше становится на нашим банковском небесном счету. Господь даже продлевает таким жизнь. Поэтому Господь не торопится "увольнять" такого хорошего работник и его "период дожития" может быть для него длительным, чтобы он ее многое успел сделать для Бога, а значит для своего спасения. Потому иногда монахи долго живут, дольше мирян, хотя им не менее труднее. Все потому, что они непрестанно служат Господу: колят дрова, выпекают просфоры, несут немалый труд на конюшне, столовой не до конца не зная, принял ли Господь их покаяние. Чистят конюшни, пилят дрова, пекут просфоры, – и всё это «во славу Божию».

Для Бога можно трудиться, как бодро изготавливая табуретки (только, конечно, под Иисусову молитву, а не под шансон), так и будучи прикованным к постели. И тогда идет новый стаж - стаж работы Господу!  Так что для многих, только выходя на пенсию, начинается «период жизни во славу Божию».

-4