Прославила Петербург на весь мир – Анна Андреевна Ахматова /1889 – 1966/.
Украсила своим талантом 20 век. Детство и гимназия были в Царском селе. Жизненный путь насыщен событиями страны - революция, гражданская война, репрессии, политические преследования, великая отечественная война. Сильный своевольный характер унаследовала от матери дворянского происхождения.
Вдохнув дух Пушкина в Петербурге, она увидела мир другими глазами и превратила ощущения в музыку поэзии. Она утверждала, что именно ей принадлежит фраза “серебряный век русской поэзии”, как продолжателей деяний золотого века Пушкина.
Критики о её творчестве говорили как о тонком понимании чувств человека и высокой нравственной планке, которой она была верна всегда. В стихах зрелые мысли о судьбах родного отечества.
Трагичные страницы судьбы связаны с репрессиями мужа Николая Гумилёва и сына Льва.
Муж был расстрелян в 1921 году, а сын долгих 10 лет провёл в заключении и был реабилитирован, стал знаменитым историком. Огромная многолетняя боль жён и матерей “врагов народа” сильно присутствует в поэме Реквием, которая в течение двух десятилетий дорабатывалась. В 1946 году исключение из Союза писателей, вновь восстановлена в 1951. Это была мера устрашения творческой интеллигенции, когда её порекомендовали находиться дома и даже не подходить к окнам. Полностью опубликована поэма в 80-х годах. Ахматовой пришлось пропустить через свою душу боль огромной силы и осмыслить трагические события этого времени.
На неё была наложена сильная цензура, слежка, многие произведения при жизни не были опубликованы и даже после смерти более двух десятилетий.
В стихах отражены раздумья всей жизни. Пушкин считал, что поэт должен страдать и мучиться, думая о своём предназначении и нести любовь, дружбу, честь и достоинство, милосердие. Об Ахматовой говорят как о преемнице великого Пушкина. Эти понятия были её путеводными звёздами. Она была убеждена, что именно поэзией можно достучаться до тонких и глубоких струн человеческой души. В её стихах глубина, красота, задушевность, исповедь женской души. Лирические метафоры, взятые из природы, особенно хороши и изящны. Тема Петербурга говорит о том, как она влюблена в город на Неве – набережные, мосты, колонны, статуи, парки. Любовь к родине отражена во многих стихах, духовность присутствует как высокая цель бытия. Яркий индивидуализм творчества очевиден.
В саду Фонтанного дома у Шереметьевского дворца всегда спокойно и мало людей, нет случайных прохожих. Только посетители музея поэтессы. Это особая публика, которая ценит талант поэтессы. Сад напоминает закрытый сквер и похож на её судьбу, она считала его магическим и пропитанным пушкинским духом. Ежегодно здесь происходят поэтические чтения в память жертв репрессий, также праздники памяти поэтов и писателей, таких как Бродский и Достоевский.