Совсем недавно, 10 июня, свой день рождения отмечал народный артист России, прекрасный актёр и автор-исполнитель Юрий Стоянов (я уже как-то писал о его творчестве ЗДЕСЬ). А где-то далеко, там, откуда не возвращаются, в тот же самый день, наверное, принимал поздравления его друг и коллега, Илья Олейников. Да, два артиста подаривших нам русскую народную передачу "Городок" родились в один день, 10 июля, с разницей в 10 лет.
Я практически всю сознательную жизнь являюсь фанатом данного телепроекта (о причинах сообщу несколько позже), и сегодня хотел бы поведать вам двенадцать фактов из истории нашего "Городка"...
1. Ненависть к кино и две сумки водки свели Олейникова и Стоянова. В 1989-м оба этих артиста снимались в вобравшем в себя множество звёзд, однако ныне почти полностью забытом фильме "Анекдоты". Два второплановика, Илья Олейников (наст. фамилия Клявер) и Юрий Стоянов, встречались и раньше, за кулисами одного телеконцерта, однако начали общаться именно на съёмках "Анекдотов". Закрепилось общение 10 июля, когда оба артиста пришли на съёмку с сумками, полными горячительных напитков. Оказалось, что оба они родились 10 июля, с разницей в десять лет: Олейников в 1947-м, а Стоянов - в 57-м.
"У него не сходило с уст: Юра, Юрка, с Юркой. Юрка так хорошо делает Стрижа (имеется в виду артист театра и кино, коллега Стоянова по БДТ Владислав Стржельчик - прим. автора) <...> И мне было крайне интересно, что за Юрка? Действительно, пришёл парень, очень интересный. Симпатичный! Можно было влюбиться, если б не Илюша"
- из воспоминаний Ирины Клявер, вдовы Ильи Олейникова
Наконец, работа над "Анекдотами" закончилась. Но Олейников и Стоянов не спешили расставаться. Артисты подружились семьями и принялись искать место, где они оба могли бы реализоваться как артисты, а равно и как авторы.
Немало помогла будущим звёздам российского ТВ совместно проведённая новогодняя ночь 1990-го года. Кто-то принёс на семейное торжество видеокамеру, увидав которую, Стоянов и Олейников принялись кривляться и паясничать. Утром первого января этот, с позволения сказать, материал был отсмотрен Олейниковым. Именно тогда артистам и стало ясно, что они могут и должны работать вместе.
2. Труден первый шаг... но не скучен первый путь. Первым местом работы вновь образованного дуэта "Олейников-Стоянов" стала программа петербургского Пятого канала "Адамово яблоко". Передача, возглавляемая известным спортивным комментатором Кириллом Набутовым, была своего рода мужским тележурналом, интересы которого крутились вокруг автомобилей, охоты и отношений полов. С 1991 по 1993 года в программе существовала рубрика "Анекдоты от Адама до наших дней", где и нашёл себе пристанище наш дуэт. Рубрика быстро стала популярной, принеся популярность и самой программе.
К слову, именно в "Анекдотах от Адама..." дуэт впервые использовал музыкальную тему Чезаре Меникони "Noche de Plegaria" в исполнении оркестра Вацлава Хыбша (подробнее об исполнителе и этой композиции вы можете прочесть ЗДЕСЬ).
По формату "Анекдоты от Адама..." уже сильно напоминают будущие миниатюры "Городка". Как следует из названия, абсолютное большинство скетчей представляло собой экранизации анекдотов - новых и старых.
С приходом пусть локальной, но всё же популярности, Стоянов и Олейников предприняли первую попытку запустить собственное комедийное шоу. Первый выпуск передачи "Кергуду" вышел на 1-м канале Останкино в 1992-м. Однако шоу продолжено не было. Артисты не отчаивались - они продолжали сниматься в "Адамовом яблоке", иногда заходя в гости и к другим телеюмористам тех лет. Так, скажем, в том же 1992-м они заглянули на огонёк в "Оба-На! Угол-шоу".
В 1993-м руководитель отдела специальных проектов Первого канала Павел Корчагин встретился с продюсером "Адамова яблока" Александром Жуковым, который прибыл из Питера в Первопрестольную, чтобы пролоббировать новую попытку Олейникова и Стоянова запустить собственное шоу. Так дуэт оказался во власти студии "Новоком", ушёл из "Адамова яблока" и принялся творить историю...
3. Первый выпуск новой юмористической программы "Городок" вышел 10 мая 1993 года. Изначально шоу должно было называться "Городок N", однако затем его сократили. Сама же идея названия пришла из спектакля Большого Драматического Театра "Наш городок". В те годы Юрий Стоянов ещё служил в прославленном театре, водил дружбу с Олегом Басилашвили и Владиславом Стржельчиком (по Питеру ходили слухи о том, что Стоянов - внебрачный сын последнего). Однако роли ему предлагали второго и третьего плана. Позднее артист признавался, что одной из главных целей создания "Городка" была "доказать, что мы настоящие артисты".
У программы всегда был небольшой бюджет. Однако члены съёмочной группы быстро сдружились и работали не просто как слаженный коллектив, а как самая настоящая семья. Среди людей, делавших программу, были и по-настоящему уникальные.
Так, анимационные вставки между рубриками делал Константин Бронзит, ныне - очень известный мультипликатор, сооснователь киностудии "Мельница", подарившей нам сагу о богатырях, двукратный номинант на премию "Оскар" в категории "Лучший анимационный короткометражный фильм" и заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Кроме того, в "скрытой камере" в рубрике "Приколы нашего городка" несколько раз снимался в те годы ещё не так хорошо известный массовому зрителю артист, сокурсник Юрия Стоянова по ГИТИСу Виктор Сухоруков.
Но самая потрясающая история связана с первой гримёршей, работавшей на программе, Инной Алексеевой, которая уволилась лишь через год после того, как полностью ослепла. Выяснилось, что эта уникальная женщина смогла выучить лица обоих артистов наизусть и потому могла работать буквально вслепую.
4. Создатели программы преследовали не самую простую цель. Им хотелось, чтобы программа не только веселила зрителя, но и заставляла его задуматься, а может даже немного погрустить. Передаче нужен был лирический финал. Именно поэтому песня в исполнении Анжелики Варум с удивительно подходящим названием "Городок" пришлась как раз к месту.
Версий о появлении этого узнаваемого номера в программе несколько. Согласно одной из них, о новой песне, услышанной на рынке, Олейникову и Стоянову рассказал один из сотрудников программы. Согласно другой, звёзды "Городка" сами услышали песню, проходя по Кузнечному рынку в центре Петербурга. Запись была использована нелегально (т.е. денег авторам никто не заплатил), однако, в попытке застраховаться от претензий, в финальных титрах создатели программы разместили благодарственные слова в адрес самой Варум, а также её отца Юрия Варума и поэта Кирилла Крастошевского, написавших песню. В дальнейшем, когда программа стала популярной, авторы не только не пришли в "Городок" с претензиями, но напротив - поблагодарили Олейникова и Стоянова, ведь благодаря юмористам песня получила всенародную популярность.
5. "Городок" довольно скоро стал по-настоящему "русской народной передачей". Её называли новой "энциклопедией русской жизни", фразы героев быстро становились крылатыми, а коллеги по цеху спешили поздравить с успехом. На самом рубеже веков программу стали замечать и на премиях. Так, в 1996-м и в 2001-м Илья Олейников и Юрий Стоянов стали лучшими ведущими развлекательной программы на премии "ТЭФИ". В 1999-м и 2002-м уже сам "Городок" стал лучшей развлекательной программой по версии всё той же премии.
В дальнейшем программу не раз повторяли на разных каналах, в том числе - и за границей. Конечно, "Городок" смотрели в СНГ, в частности, в Украине и в Казахстане. В 2007-м программу крутили на литовском Пятом канале, а в начале века, в 2000-2001-х - в Чехии.
6. Но ни одна шутка, ни один каламбур и ни одна острота "Городка" так не запомнилась зрителям, как запомнились ему стояновские женщины. Отсутствие усов и миловидная внешность позволили Юрию Стоянову создавать весьма убедительные женские образы на протяжении всей истории программы. Вспоминая разных женщин, встреченных им на жизненном пути, Стоянов создал около трёх тысяч женских образов за 19 лет.
Мать Стоянова, Евгения Леонидовна, работавшая и продолжающая работать в сфере образования, вспоминала, что ученики неотрывно следили за ней, ведь в интервью её сын часто говорил, что своих женщин срисовывал с неё. Младшее поколение надеялось разглядеть в педагоге черты, увиденные ими в жиенщинах из программы "Городок".
В один прекрасный момент Стоянов, что называется психанул. Не без посредства своего бывшего коллеги и большого друга Олега Басилашвили он отказался играть женские роли. Тогда Илья Олейников пошёл ему навстречу и сбрил усы. Но в тот же день для съёмок усы были ему приклеены, ведь, по словам Стоянова, таких страшных женщин просто не бывает.
Однако в нескольких скетчах мы всё-таким можем наблюдать Олейникова в женской роли. Например, здесь:
7. В "Городке" долгое время не было собственных постоянных персонажей. И появившийся в 1999-м году неопрятный, но по-своему симпатичный Модест в исполнении Стоянова - единственный герой, переходивший из выпуска в выпуск - с годами стал культовым среди поклонников передачи.
Дебют Модеста случился в выпуске "День закрытых дверей" в рубрике "Ужас". По воспоминаниям Юрия Стоянова, персонаж родился случайно. Съёмочная группа чувствовала, что для сюжета об археологии с привкусом хоррора им нужен колоритный персонаж, в результате чего над артистом Стояновым было проделано множество манипуляций: ему наклеили горб, зализали волосы вперёд. Усики были сделаны из собачьей шерсти. Когда пришло время выбирать имя новому персонажу, оператор программы сказал, что такого урода могут звать только очень красиво. Так горбун и стал Модестом.
Вот так выглядело первое появление Модеста на экране:
Как было сказано выше, персонаж обрёл большую популярность, и в дальнейшем нередко появлялся в программе, как правило - в рубриках "Реклама" и "Ужас".
Но были и те, кто посчитал Модеста самым настоящим плевком в душу. Через некоторое время после премьеры персонажа в редакцию РТР пришло возмущённое коллективное письмо от учителей школы №18 из неназванного российского города. Педагогический коллектив выражал серьёзную обеспокоенность тем, что ученики переняли манеру речи и поведения колоритного Модеста и тем доводят учителей до потери сознания.
"...Модест - апофеоз, квинтэссенция физического и морального уродства. Где они увидели, подсмотрели это чудовище? <...> Разве Модесты запускают в космос корабли, лечат и учат людей, выращивают хлеб и танцуют в Большом театре <...> "Городок" выходит после программы "Вести", в которой показывают Бориса Николаевича Ельцина, нашего президента. Вы считаете нормальным их сосуществование на одном и том же канале? Мы - нет!"
из возмущённого письма
По словам Юрия Стоянова, второй оператор программы Роман Замогильный прокомментировал письмо о сосуществовании на одном канале Ельцина и Модеста следующим образом: "А что, нормальное сосуществование, я их иногда даже путаю".
8. Съёмки программы проходили по всему Петербургу и Ленинградской области. Ради двух выпусков съёмочная группа даже делала вылазки за рубеж. Первая поездка была в Израиль. По результатам её в 1994-м вышла программа "Петька и Василий Иваныч в Израиле". В том же 1994-м артисты отправились в Лондон, где сняли выпуск "Gorodok в Европе".
Но излюбленным местом съёмок для членов группы был Дворец Кочубея, расположенный в маленьком городке Пушкин, что под Петербургом. Особенно любил это место Илья Олейников, ведь в пятистах метрах от дворца жила его тёща, к которой он частенько забегал на вкусную снедь (и не только) в компании своего друга Юрия Стоянова.
Во дворце Кочубея сняты, например, эти сюжеты:
Другим колоритным местом съёмок служил музей при художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (ныне - "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица"). В этом заведении, несмотря на весь его колорит, Илья Олейников сниматься не любил, ведь как правило там он играл царей, бояр и прочих власть предержащих, а, стало быть, нужно было клеить бороды.
9. С течением времени у "Городка" появилось нечто вроде приложения. Помимо основного, большого, выпуска, шедшего по утрам в субботу, в 2002-м году на канале "Россия" была запущена передача "В Городке". Выходила она чаще всего по воскресеньям в 19:50 (перед программой "Вести недели"). Как правило, каждый выпуск программы был посвящён какому-либо актуальному календарному событию. Средняя продолжительность одного выпуска колебалась в пределах восьми минут.
Один из первых выпусков передачи от 10 ноября 2002 года, посвящённый Дню милиции (смотрите выше), чуть не был снят с эфира по причине того, что руководство ВГТРК усмотрело во вступлении Олейникова и Стоянова на фоне эмблемы МВД скрытый подтекст. Это был один из немногих конфликтов творческой группы программы с заказчиком.
Также большой общественный резонанс вызвал выпуск программы, посвящённый Ледовому побоищу. В 2006-м году председатель Православно-патриотического межрегионального общественного движения "Александр Невский" Вячеслав Улыбин подал заявление в прокуратуру Санкт-Петербурга с требованием возбудить в отношении авторов "Городка" уголовное дело по пунктам "б" и "в" ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Вот что говорилось в обращении:
"25 марта по российскому телевидению в программе Олейникова и Стоянова "Городок" был показан юмористический сюжет, намеренно оскорбляющий чувства православных верующих, а именно: в сюжете речь шла о Ледовом побоище, причем Стоянов изображал из себя святого князя Александра Невского, говоря при этом: "Кто к нам с мечом придет, тот в воде и погибнет". Тут же были показаны и голые "воины", которые, по мнению Олейникова и Стоянова, своими половыми органами должны были "победить псов-рыцарей". Таким образом, подвиг русских воинов, защитивших Отечество, подан как некое действо скотоподобных дебилов, а святой князь, прославленный Православной церковью, - как их предводитель. Сюжет был показан в преддверии очередной годовщины Ледового побоища, которая отмечается ежегодно 5 апреля".
Ход делу не дали. Юмористов поддержали многие, в том числе и дьякон Андрей Кураев. Однако в том же году программа "В Городке" была закрыта.
10. 19 апреля 2012 года, во время съёмок очередного сюжета программы, Илья Олейников вдруг закашлялся. Он не смог произнести свою реплику громко и чётко. Никто, включая самого артиста, не обратил внимание на эту досадную мелочь.
Вот это сюжет:
Через некоторое время стало совершенно очевидно, что голос у Олейникова становится хриплым и постепенно пропадает. Вызванный на одну из съёмок фониатр доложил, осмотрев артиста, что проблема серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Вскоре артисту диагностировали рак горла. Но Олейников не сдавался. Даже проходя сложнейшие курсы химиотерапии, он приезжал на площадку и играл. Когда голос практически угас, Олейникова начал озвучивать Геннадий Богачёв, народный артист РСФСР, известный по ролям в фильмах "Отпуск в сентябре", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Скорость" и многим другим.
29 октября 2012 года был снят сюжет "Гвоздь". Именно он стал последним появлением Ильи Олейникова в кадре. Тогда сюжет не был показан зрителям. Обнародован он был несколько позже, в 2014-м году, в рамках документального фильма "Нам его не хватает. Вспоминая Илью Олейникова".
Здесь вы можете найти этот эпизод на 35:56:
Едва ли не в тот же самый день Илья Олейников был госпитализирован в клиническую больницу № 122 им. Л. Г. Соколова с диагнозом воспаление лёгких. Спустя некоторое время был введён в состояние искусственного сна, чтобы организм справлялся с септическим шоком, возникшим после химиотерапии, и подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких. В четыре утра, 11 ноября 2012 года народный артист России Илья Львович Олейников-Клявер скончался, не приходя в сознание. Спустя три дня он был похоронен на Казанском кладбище города Пушкин.
11. После смерти Олейникова программа "Городок" была закрыта. Ушли в историю "Приколы нашего городка" и Модест, стояновские женщины и щемящая душу песенка об уютном городке. После смерти друга Юрий Стоянов долгое время пребывал в депрессивном состоянии.
Но жизнь продолжается...
В 2014-м году в одном из интервью Юрий Стоянов анонсировал собственное юмористическое шоу "100Янов-шоу". Однако из-за мирового финансового кризиса и личных проблем главной звезды запуск шоу постоянно откладывался. В конечном итоге, первый выпуск новой передачи вышел в эфир телеканала "Россия-1" 1 мая 2019 года. Назвать его очень успешным нельзя, однако и оно смогло привлечь к себе внимание. Отдельные скетчи из программы стали расходится по Всемирной Паутине и в мессенджерах.
В новой программе Юрий Стоянов не мог не отдать дань уважения своему почившему коллеге, результатом чего явился этот парный номер с также недавно отошедшим в мир иной Владимиром Меньшовым:
12. Программа "Городок" стала культурным феноменом новой России. Не мудрено, что на просторах интернета появилось множество фотожаб, приколов и другого народного творчества, посвящённого русской народной передаче.
Свой собственный "Городок" одно время делали известные видеоблогеры Илья Мэддисон и Юрий Хованский, ныне более, чем заслуженно находящийся под следствием. Никаким уютом и добротой прежнего "Городка" данное "сочинение на тему", конечно, не пахнет.
Сегодня я поведал вам историю одной из самых известных передач нашего телевидения, но так и не ответил на вопрос: почему же мне так нравится эта передача. В своё время я писал об этом в своих соцсетях. "Городок"- это очень успокаивающая и уютная программа, под которую всегда можно отдохнуть. Юмор Стоянова и Олейникова- вне временной, к тому же, он подходит для всех возрастов. Это была хорошая клоунада, так нужная народу, и давайте честно - "Городок" эту клоунаду людям давал.
Уверен, многие согласятся со мной...
Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк" и поделитесь материалом с друзьями. Напишите, как вам новый формат и хотите ли вы прочесть продолжение!
Новая статья не заставит себя долго ждать!
А потому - не прощаюсь!..