Найти тему
Антон Волков

«Твин Пикс» в стиле «ДжоДжо». О чем был четвертый сезон JoJo Bizarre Adventures «Несокрушимый алмаз»

Оглавление

Четвертый сезон «ДжоДжо» сильно отходит от своих предшественников. Если первый сезон был готическим ужастиком, то последующие уже были лихими - «сабли наперевес!» - приключениями с накачанными героями на первых ролях. Однако в «Несокрушимом алмазе» Араки решил попробовать себя в другом жанре. Это почти хичкоковский триллер, который мастерски нагнетает напряжение в течение всего повествования, чтобы в конце обрушить на зрителя шокирующую развязку.

Самый добрый ДжоДжо

В центре повествования на этот раз - Джоске Хигашиката. Внебрачный сын Джозефа Джостара, Джоске унаследовал от деда только одну черту - склонность к шуткам и баловству. Впрочем, сначала эти качества не проявляются, а видим мы его эдаким добряком, который даже не может постоять за себя перед задирами. Но ровно до того момента, как они не отпускают шутки над его волосами. Вот тогда Джотаро - герой третьего сезона, приехавший разыскать родственника - видит, на что способен стэнд Джоске.

Джоске во всей красе. И не вздумайте ничего говорить про его волосы!
Джоске во всей красе. И не вздумайте ничего говорить про его волосы!

А способен он не только выбивать дурь из негодяев, но и возвращать предметам утраченную форму. Это относится и к живым людям: с помощью способности своего «Безумного Алмаза» (Crazy Diamond - отсылка к «Пинк Флойд», которых в этом сезоне будет несколько) Джоске может лечить переломы, восстанавливать органы и практически вытаскивать людей с того света. Если они еще дышат. Эта способность дала Араки возможность разгуляться не на шутку в «Несокрушимом алмазе». Он ставит персонажей в опасные ситуации, где их чуть ли не режут на куски, но, благодаря способности Джоске, все они остаются целыми и невредимыми.

Способность лечить и восстанавливать соответствует характеру нашего главного героя, как самого доброго из ДжоДжо. Тут можно сказать, что больше всего он взял из самого первого ДжоДжо - Джонатана, настоящего джентльмена и человека с золотым сердцем.

Но главный вопрос - в чем теперь сюжет нашего невероятного приключения?

Городок тысячи и одной сказки

Поначалу кажется, что сюжета и нет. Нас постоянно знакомят с новыми персонажами, а многие серии посвящены просто странным обитателям Морио (городок, в котором происходит действие). Джоске, вроде как главный герой, здесь часто оказывается просто на вторых ролях. Однако ближе к середине история начинает приобретать форму триллера-детектива, в котором наша разношерстная команда, успевшая на протяжении первой части познакомиться, поссориться и помириться друг с другом, выслеживает маньяка-убийцу.

Да, небо здесь всегда такого цвета
Да, небо здесь всегда такого цвета

То есть, структура повествования здесь совсем другая, нежели в «Боевом стремлении» и «Крестоносцах звездной пыли». Если там цель была заявлена практически с самого начала, и сюжет представлял собой последовательность боев персонажей со все более сильными оппонентами, то «Несокрушимый алмаз» хочет погрузить зрителя в камерную атмосферу провинциального городка.

Эта полная смена курса поначалу сбивает с толку: ждешь появления главного злодея и последующего объединения героев, но этого не происходит. Вместо этого мы смотрим, как Джоске и его друг Окуясу едят в итальянском ресторане и волшебным образом лечатся; как их одноклассник Коичи сбегает от одержимой им невесты; как мангака Рохан играет в «камень-ножницы-бумага». Араки решил просто вставить в этот сезон самые безумные и маловероятные сценарии. Но, впрочем, манга называется «Невероятные приключения», так что почему бы и нет?

Тем не менее, все эти, на первый взгляд, случайные встречи, сценарии и персонажи постепенно формируются в голове в цельную картинку экзотического городка со своими «поехавшими» обитателями. И, поскольку стэнды из 3-го сезона никуда не делись, каждый персонаж обладает уникальным умением или способностью. Есть персонаж, который меняет людям внешность и делает их «красивыми». Есть художник-мангака Рохан, умеющий «читать» людей (буквально - он открывает их как книги). Есть странный паренек, собирающий монеты с помощью своего стэнда (и он даже умудряется накопить какое-то состояние таким образом).

И среди всех этих чудаков затаился убийца - тот, кто использует свой стэнд во зло. Тот, кто хочет жить спокойной мирной жизнью, скрытно совершая преступления. Кира Йошикаге.

Убийца внутри меня

Нас знакомят с Кирой постепенно, начиная со второй половины сезона. До этого Араки нужно было прописать каждого из жителей Морио и показать их характеры зрителю во всей их сложности и полноте. Иначе бы новый злодей просто не сработал. Когда мы узнаем, что среди жителей орудует маньяк, мы относимся к этому с гораздо большим трепетом, чем если бы мы не видели и не знали всех этих людей.

Он просто хочет жить спокойной жизнью
Он просто хочет жить спокойной жизнью

Иначе угроза Киры казалась бы весьма хлипкой по сравнению с богами древности из второго сезона и бессмертным вампиром, останавливающим время, из третьего. А тут - всего лишь какой-то убийца, да еще и без амбиций по уничтожению мира. Но камерностью он и берет. Потому что в четвертом сезона городок Морио и есть для нас весь мир. И поскольку мы потратили столько времени, наблюдая за его обитателями, мы кровно заинтересованы в их судьбе. И Кира собирается этот мир разушить.

Впрочем, поначалу особого желания уничтожать Морио у него нет. Когда нам показывают его во всей красе, и он говорит о себе, то его основное желание: «Жить спокойной жизнью». Он ходит на работу, у него все в порядке со здоровьем, он хорошо питается. Он типичный повседневный обитатель любого города в любой стране мира. За одним исключением - он одержим коллекционированием женских кистей рук. И ради этого он готов убивать.

Впрочем, не только. Что интересно в четвертом сезоне, так это попытка Араки глубже прописать мотивацию главного злодея. Если раньше злодейство было заложено в самом характере персонажей, то теперь мотивы антагониста более сложные. Он презирает неутонченных, грубых девушек, которые используют мужчин. Он считает их недостойными жить и потому не испытывает угрызений совести при убийстве. Конечно, это никак не оправдывает его действий - убийство есть убийство - но с определенной точки зрения можно понять, как человек мог прийти к таким мыслям и такому образу жизни.

Одержимость женскими ладонями у Киры появилась после того, как он впервые увидел Мону Лизу. Все от детской впечатлительности, видите ли
Одержимость женскими ладонями у Киры появилась после того, как он впервые увидел Мону Лизу. Все от детской впечатлительности, видите ли

Также по ходу сезона Араки пытается показать его человеческую сторону. Когда Кира меняет личность, он на время вливается в семейную жизнь. В одном из эпизодов он спасает свою жену от стэнда растения-кота (не спрашивайте), и в этой сцене ясно показано, что у него есть к ней чувства.

Тем не менее, Кира все равно убийца, и ближе к финалу он начинает быть беспощадным к своим оппонентам. Когда его загоняют в угол наши герои, ему ничего не остается как открыть самое разрушительное свое умение. После приобретения способности «Bites the Dust» (отсылка к творчеству Queen), он становится неуязвим для всех. Любой, кто попытается раскрыть его личность и услышит заветное имя, тут же умрет мучительной смертью. Джотаро, Джоске, Коичи и вся компания бессильны против этой по-настоящему ужасающей способности.

Роковая встреча - Джоске слышит имя Киры из его уст
Роковая встреча - Джоске слышит имя Киры из его уст

И тогда город спасает от убийцы Хаято - сын человека, место которого занял Кира (когда менял личность, скрываясь от погони). Он хитростью вынуждает Киру сказать свое имя в то время, когда рядом находится Джоске. После этого объединенными усилиями героям удается совладеть с одержимым маньяком. Финал Киры символичен и наполнен так называемым «поэтическим правосудием»: его утаскивают на тот свет души всех тех, кого он убил за все время жизни в Морио. А неприкаянные души находят, наконец, успокоение.

Прощай, безумный городок

После просмотра «Несокрушимого алмаза» не покидает ощущения, что это такая вставная история в большом сюжете «ДжоДжо». Как Джотаро поехал в японское захолустье и вляпался в очередное невероятное приключение. Говоря про третий сезон, я упоминал, что способности стэндов вдохновлены народным фольклором. В четвертом на сказках и мифах основаны почти все истории персонажей. Тут вам и суеверия (стэнд, убивающий всякого, кто посмотрит на спину его владельца) и заимствования из сказок (персонаж, меняющий внешность - это почти Крестная фея из «Золушки») и даже боязнь перед НЛО (в одной серии появляется пришелец из космоса).

Прощаться с героями в конце сезона совсем не хочется
Прощаться с героями в конце сезона совсем не хочется

Четвертый сезон - это именно набор историй. Они не всегда очень хорошо связаны друг с другом, но, с другой стороны, жизнь в таких провинциальных городках и есть просто набор событий. Люди встречаются, общаются на повседневные темы, смеются и расходятся. Вот четвертый сезон «ДжоДжо» про это. Это не наперегонки со временем, чтобы остановить конец света, это камерная история про маленький уютный городок, в котором творится зло. Эдакий «Твин Пикс» в стиле «ДжоДжо».

Впрочем, совместить целеустремленность третьего сезона и плеяду разномастных чудаков из четвертого Араки удалось в своей следующей работе - «Золотом ветре». Приготовьтесь - мы отправимся в солнечную Италию!

***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.