Четвертый сезон «ДжоДжо» сильно отходит от своих предшественников. Если первый сезон был готическим ужастиком, то последующие уже были лихими - «сабли наперевес!» - приключениями с накачанными героями на первых ролях. Однако в «Несокрушимом алмазе» Араки решил попробовать себя в другом жанре. Это почти хичкоковский триллер, который мастерски нагнетает напряжение в течение всего повествования, чтобы в конце обрушить на зрителя шокирующую развязку.
Самый добрый ДжоДжо
В центре повествования на этот раз - Джоске Хигашиката. Внебрачный сын Джозефа Джостара, Джоске унаследовал от деда только одну черту - склонность к шуткам и баловству. Впрочем, сначала эти качества не проявляются, а видим мы его эдаким добряком, который даже не может постоять за себя перед задирами. Но ровно до того момента, как они не отпускают шутки над его волосами. Вот тогда Джотаро - герой третьего сезона, приехавший разыскать родственника - видит, на что способен стэнд Джоске.
А способен он не только выбивать дурь из негодяев, но и возвращать предметам утраченную форму. Это относится и к живым людям: с помощью способности своего «Безумного Алмаза» (Crazy Diamond - отсылка к «Пинк Флойд», которых в этом сезоне будет несколько) Джоске может лечить переломы, восстанавливать органы и практически вытаскивать людей с того света. Если они еще дышат. Эта способность дала Араки возможность разгуляться не на шутку в «Несокрушимом алмазе». Он ставит персонажей в опасные ситуации, где их чуть ли не режут на куски, но, благодаря способности Джоске, все они остаются целыми и невредимыми.
Способность лечить и восстанавливать соответствует характеру нашего главного героя, как самого доброго из ДжоДжо. Тут можно сказать, что больше всего он взял из самого первого ДжоДжо - Джонатана, настоящего джентльмена и человека с золотым сердцем.
Но главный вопрос - в чем теперь сюжет нашего невероятного приключения?
Городок тысячи и одной сказки
Поначалу кажется, что сюжета и нет. Нас постоянно знакомят с новыми персонажами, а многие серии посвящены просто странным обитателям Морио (городок, в котором происходит действие). Джоске, вроде как главный герой, здесь часто оказывается просто на вторых ролях. Однако ближе к середине история начинает приобретать форму триллера-детектива, в котором наша разношерстная команда, успевшая на протяжении первой части познакомиться, поссориться и помириться друг с другом, выслеживает маньяка-убийцу.
То есть, структура повествования здесь совсем другая, нежели в «Боевом стремлении» и «Крестоносцах звездной пыли». Если там цель была заявлена практически с самого начала, и сюжет представлял собой последовательность боев персонажей со все более сильными оппонентами, то «Несокрушимый алмаз» хочет погрузить зрителя в камерную атмосферу провинциального городка.
Эта полная смена курса поначалу сбивает с толку: ждешь появления главного злодея и последующего объединения героев, но этого не происходит. Вместо этого мы смотрим, как Джоске и его друг Окуясу едят в итальянском ресторане и волшебным образом лечатся; как их одноклассник Коичи сбегает от одержимой им невесты; как мангака Рохан играет в «камень-ножницы-бумага». Араки решил просто вставить в этот сезон самые безумные и маловероятные сценарии. Но, впрочем, манга называется «Невероятные приключения», так что почему бы и нет?
Тем не менее, все эти, на первый взгляд, случайные встречи, сценарии и персонажи постепенно формируются в голове в цельную картинку экзотического городка со своими «поехавшими» обитателями. И, поскольку стэнды из 3-го сезона никуда не делись, каждый персонаж обладает уникальным умением или способностью. Есть персонаж, который меняет людям внешность и делает их «красивыми». Есть художник-мангака Рохан, умеющий «читать» людей (буквально - он открывает их как книги). Есть странный паренек, собирающий монеты с помощью своего стэнда (и он даже умудряется накопить какое-то состояние таким образом).
И среди всех этих чудаков затаился убийца - тот, кто использует свой стэнд во зло. Тот, кто хочет жить спокойной мирной жизнью, скрытно совершая преступления. Кира Йошикаге.
Убийца внутри меня
Нас знакомят с Кирой постепенно, начиная со второй половины сезона. До этого Араки нужно было прописать каждого из жителей Морио и показать их характеры зрителю во всей их сложности и полноте. Иначе бы новый злодей просто не сработал. Когда мы узнаем, что среди жителей орудует маньяк, мы относимся к этому с гораздо большим трепетом, чем если бы мы не видели и не знали всех этих людей.
Иначе угроза Киры казалась бы весьма хлипкой по сравнению с богами древности из второго сезона и бессмертным вампиром, останавливающим время, из третьего. А тут - всего лишь какой-то убийца, да еще и без амбиций по уничтожению мира. Но камерностью он и берет. Потому что в четвертом сезона городок Морио и есть для нас весь мир. И поскольку мы потратили столько времени, наблюдая за его обитателями, мы кровно заинтересованы в их судьбе. И Кира собирается этот мир разушить.
Впрочем, поначалу особого желания уничтожать Морио у него нет. Когда нам показывают его во всей красе, и он говорит о себе, то его основное желание: «Жить спокойной жизнью». Он ходит на работу, у него все в порядке со здоровьем, он хорошо питается. Он типичный повседневный обитатель любого города в любой стране мира. За одним исключением - он одержим коллекционированием женских кистей рук. И ради этого он готов убивать.
Впрочем, не только. Что интересно в четвертом сезоне, так это попытка Араки глубже прописать мотивацию главного злодея. Если раньше злодейство было заложено в самом характере персонажей, то теперь мотивы антагониста более сложные. Он презирает неутонченных, грубых девушек, которые используют мужчин. Он считает их недостойными жить и потому не испытывает угрызений совести при убийстве. Конечно, это никак не оправдывает его действий - убийство есть убийство - но с определенной точки зрения можно понять, как человек мог прийти к таким мыслям и такому образу жизни.
Также по ходу сезона Араки пытается показать его человеческую сторону. Когда Кира меняет личность, он на время вливается в семейную жизнь. В одном из эпизодов он спасает свою жену от стэнда растения-кота (не спрашивайте), и в этой сцене ясно показано, что у него есть к ней чувства.
Тем не менее, Кира все равно убийца, и ближе к финалу он начинает быть беспощадным к своим оппонентам. Когда его загоняют в угол наши герои, ему ничего не остается как открыть самое разрушительное свое умение. После приобретения способности «Bites the Dust» (отсылка к творчеству Queen), он становится неуязвим для всех. Любой, кто попытается раскрыть его личность и услышит заветное имя, тут же умрет мучительной смертью. Джотаро, Джоске, Коичи и вся компания бессильны против этой по-настоящему ужасающей способности.
И тогда город спасает от убийцы Хаято - сын человека, место которого занял Кира (когда менял личность, скрываясь от погони). Он хитростью вынуждает Киру сказать свое имя в то время, когда рядом находится Джоске. После этого объединенными усилиями героям удается совладеть с одержимым маньяком. Финал Киры символичен и наполнен так называемым «поэтическим правосудием»: его утаскивают на тот свет души всех тех, кого он убил за все время жизни в Морио. А неприкаянные души находят, наконец, успокоение.
Прощай, безумный городок
После просмотра «Несокрушимого алмаза» не покидает ощущения, что это такая вставная история в большом сюжете «ДжоДжо». Как Джотаро поехал в японское захолустье и вляпался в очередное невероятное приключение. Говоря про третий сезон, я упоминал, что способности стэндов вдохновлены народным фольклором. В четвертом на сказках и мифах основаны почти все истории персонажей. Тут вам и суеверия (стэнд, убивающий всякого, кто посмотрит на спину его владельца) и заимствования из сказок (персонаж, меняющий внешность - это почти Крестная фея из «Золушки») и даже боязнь перед НЛО (в одной серии появляется пришелец из космоса).
Четвертый сезон - это именно набор историй. Они не всегда очень хорошо связаны друг с другом, но, с другой стороны, жизнь в таких провинциальных городках и есть просто набор событий. Люди встречаются, общаются на повседневные темы, смеются и расходятся. Вот четвертый сезон «ДжоДжо» про это. Это не наперегонки со временем, чтобы остановить конец света, это камерная история про маленький уютный городок, в котором творится зло. Эдакий «Твин Пикс» в стиле «ДжоДжо».
Впрочем, совместить целеустремленность третьего сезона и плеяду разномастных чудаков из четвертого Араки удалось в своей следующей работе - «Золотом ветре». Приготовьтесь - мы отправимся в солнечную Италию!
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.