Найти тему

VIII. Малая Авиация. Часть-2. Глава-16.

Геннадий Чергизов

Авиадень в Широком. - Липовая регистрация.

На аэродроме в Широком Акчурин почему-то решил устроить «авиационный праздник», приглашает прилететь всех желающих, обещает заправить бензином. К этому дню решили мы с Банкиром приурочить перегон Яка из Токмака в Запорожье, так сказать, на «зимнюю квартиру».

У Банкира служебная Шкода, водитель. Едем в Токмак забирать самолёт. Там уже Балицкие, - Виталий Брониславович и Женя, тоже летят в Широкое на Чмелаке. Летим с небольшим временным интервалом в Запорожье в Широкое. Мы с Банкиром на Яке, он в передней кабине, я в задней. Балицкие на Чмелаке. Маршрут очень знакомый, после взлёта большую часть маршрута под крылом сплошные однообразные поля. После пересечения автотрассы «Симферополь – Харьков» однообразие пропадает, - впереди слева большая водная поверхность, это Каховское водохранилище. Прямо по курсу Запорожье с бесчисленными постройками до горизонта, который, как всегда покрыт размытыми дымами от заводов.

Представляю, какой был горизонт раньше, если учесть, что сейчас не работает и половины запорожских заводов. Да что представлять, - однажды я уже видел здесь огромное тёмно-серое облако плотного дыма, покрывающее значительную территорию запорожской и днепропетровской области с высоты 13000 метров. Тогда, в конце восьмидесятых годов перегоняли мы с товарищем пару Су-27 из Гудауты на аэродром Громово, что под Ленинградом. Облако, длиной, было километров на 150 вытянуто эллипсом с юго-востока на северо-запад, по ветру и закрывало соседние Запорожье и Днепропетровск, которые и «производили» это облако, и тянулось по ветру дальше.

Обходим Запорожье по южной окраине, пересекаем Днепр, справа остаётся остров Хортица, омываемый двумя рукавами Днепра, жилые микрорайоны. На западной окраине города, на удалении пяти километров распластались две бетонных полосы аэродрома Широкое. Нам туда.

Вышли на связь, получили условия. Зашли с прямой, сели. Зарулили на стоянку. Встали в ряд «авиационной техники». Вылезли, размялись. Знакомимся с присутствующими. В основном «народ» знакомый, - из Мелитополя, Днепропетровска, Запорожья и «окрестностей». Стоит пара широчанских Л-29 и один из Майского, но тоже, в прошлом - «широчанский». Есть и Ми-2.

Саня Мураховский показывает мэру Запорожья Карташову свой двухместный самолётик «Хиат» с двигателем Ротакс. Ему этот самолётик собрал один хитромудрый «товарищ» Виталий Я. У того в Весёловском районе собственная авиаплощадка, там он и авиахимработами занимается и самолёты планирует собирать. Это, вроде бы, КИТ - набор какого-то импортного самолётика, кажется «Кондор». Стоит и Як-18Т одного запорожского коммерсанта. С нашим прилётом добавились ещё наш Як-52, который теперь «Атаман А-52», и «Чмелак», на котором прилетели Балицкие. Вскоре уже Женя Балицкий показывал Карташову Чмелак. Карташов, который мэр Запорожья, слыл любителем авиации, изредка летал с Акчуриным на Л-29.

Странный сегодня какой-то сбор авиации в Широком. Зрителей совсем нет, как обычно бывает на «авиационных праздниках». Вскоре засвистел запущенный двигатель «Элки». В первой кабине Акчурин, во второй Карташов, оба в шлемофонах. Порулили на взлёт.

Взлетел Л-29, скрылся от взора в наборе высоты. Через время со свистом пронёсся Л-29 над ВПП на высоте метров 50 и ушёл вверх с набором высоты.

Несколько минут «Элка» крутилась над полосой, Акчурин выполнял отдельные фигуры пилотажа, начал с переворота, выполнил восходящую бочку. Привычный комплекс – переворот-петля-полупетля. Пусть этот пилотаж был неспешным, размеренным, но он был ностальгическим. Элка ушла куда-то, возможно на маршрут. Взлетел Як-18т одного местного коммерсанта, он осваивает самолёт с бывшим «широчанским» лётчиком-инструктором. Тот у него вроде личного пилота, знаю, что возит коммерсанта по делам в Киев, другие аэропорты.

Потом и мы полетали на своём «Атамане». Покрутили пилотаж над точкой по очереди с Банкиром. Потом он покатал своих знакомых, приехавших для этого на аэродром. Летал и Чмелак, конечно, без пилотажа. Вот только ХИАТА мы не увидели в воздухе. Кто-то предложил слетать парой нашему Яку и Як-18т. Так и сделали. Скорости близкие, типы самолётов ещё ближе. Какие проблемы!? Фотографировались в воздухе, подходили друг к другу довольно близко.

Так я и не понял цели этого «авиасбора». Ну, наверное, у Акчурина были на это причины. Нам это и неинтересно, тем более, что на стоянку приехал топливозаправшик и все заправились под завязку. Оставили наш Як на попечение местных техников.

Что-то не понятно с регистрацией Моравы, что прибыла из Варшавы. Звонки мои в Департамент ничего не прояснили. Поехал я в Киев. Долго посылали меня из кабинета в кабинет и, наконец, ситуация прояснилась полным …тупиком. Тот чиновник, которому я подавал документы на регистрацию, больше здесь не работает, в том отделе начальник новый. Никто ничего не знает, документов нет, разводят руками. Хорошо, что сдавались копии. Теперь надо было регистрацию начинать сначала.

Позже, один «знающий» товарищ рассказал мне по большому секрету, что после катастрофы днепропетровской Моравы в Жулянах, документы нашей Моравы пошли на регистрацию задним числом разбившейся Моравы. У неё была липовая регистрация, как и лётная годность и всё остальное. Кто это проделал, быстро уволился и концы в воду. Дело тихо спустили на тормозах. Никому не нужно было разбирательства.

* - на фото:

- аэр.Широкое (Запорожье). В ряду «авиатехники» стоят Л-29, Як-18т, Як-52 и Ми-2.

- фото автора.

09.07.2021 – Севастополь.

Продолжение: - https://zen.yandex.ru/media/id/5f97da5b0956a032f29ecfa3/viii-malaia-aviaciia-chast2-glava17-60e916aaa83d1f6b73390e95?from=editor